«Слабых» самоинвестируют. Александр Прохоров анонсировал передел сельхозрынка Удмуртии

Дмитрий Манылов

«Возвращаемся к старой схеме администрирования в пиковые моменты», — заявил глава Минсельхозпрода Удмуртии Александр Прохоров на пресс-конференции в Доме правительства 10 мая. По его словам, руководство министерства не смогло позволить себе отдых ни 1-го, ни 9 мая — ездили по хозяйствам контролировать проведение весенних полевых работ. Сельхозпроизводство в Удмуртии остается пока еще одной из немногих отраслей, где государство имеет рычаги влияния на рынок. Надолго ли?

Фото: pp-udmurt.ruАлександр Прохоров обозначил приоритеты. Он признал, что хозяйства Кировской области добились более высоких, чем в Удмуртии, надоев молока от одной коровы. Задача республики — увеличить продуктивность молочного стада до 6,5 тысячи килограммов молока, однако сделать это нужно по-другому.

«В Кировской области либеральный подход — „помрете, ну и ладно“, — пояснил Александр Прохоров. — У нас в приоритете стоял вопрос сохранения сельхозпредприятия любой ценой. Либеральный асоциальный путь не для Удмуртии. Мы пойдем по пути самоинвестирования».

Главным образом, видимо, речь здесь идет о том, чтобы действовать не стихийно, а создать модель объединения местных производителей и переработчиков сельхозпродукции в технологические цепочки. Научное обоснование этой концепции подготовили специалисты УдГУ совместно с центрами инвестиционного и кластерного развития Удмуртии. Планируется, что такое объединение повысит глубину переработки сельхозпродукции, снизит стоимость транспортировки, решит проблему территориальной удаленности рынков сбыта.

Другим путем

Александр Прохоров. Фото: © «ДЕНЬ.org»В юридическом плане красивый термин «самоинвестирование» выглядит как укрупнение бизнеса путем поглощения «слабых» игроков более мощными. В принципе это тот же либеральный подход, только под контролем государства и с сохранением приоритета в ходе укрупнения для успешных местных сельхозпроизводителей. Необходимость укрупнения Александр Прохоров проиллюстрировал статистикой выручки хозяйств Удмуртии: 131 хозяйство сегодня зарабатывает менее 2 млн рублей в среднем за месяц. Такая выручка при нынешних условиях не позволит им встать на ноги. Выход только в создании крупной вертикально интегрированной структуры.

Государственное субсидирование проблемы таких хозяйств не решит, особенно такое субсидирование, которое предлагается сегодня правительством России. Министр прокомментировал нашумевшую историю не использованных в прошлом году федеральных субсидий на поддержку сельхозпредприятий. Проблема в том, что 73% неосвоенных средств — это субсидии на оплату процентов по краткосрочным банковским кредитам на развитие растениеводства.

По словам Прохорова, в Удмуртии просто нет таких объемов ссудной задолженности, чтобы можно было использовать все эти субсидии. Прошлогодний объем удалось использовать только к 1 мая 2016 года, да и то с трудом. Сейчас Минсельхозпрод УР проводит работу по переброске аналогичных ассигнований этого года на какие-то другие статьи. Например, на развитие молочного скотоводства, на реализацию инвестиционных проектов в АПК.

Банки — в отставку

Фото: 7info.ruПричина недостаточного развития банковского кредитования известна: во-первых, банки ужесточили требования к предприятиям-заемщикам из-за усиления рисков в экономике; во-вторых, сами хозяйства часто не спешат пользоваться кредитами под 17–24% годовых, даже при условии последующего частичного субсидирования оплаты процентов.

Агропромышленный комплекс начинает находить альтернативные банковским пути финансирования. В Удмуртии одним из таких путей стало авансирование сельхозпроизводителей перерабатывающими предприятиями.

«Отработана хорошая схема кредитования селян через переработку, — отметил Александр Прохоров. — В прошлом году переработка предоставила таких кредитов на сумму около 800 млн рублей практически без какой-либо наценки».

С помощью такого авансирования перерабатывающие предприятия несколько сглаживают проблему низких закупочных цен на сельхозпродукцию — например, на молоко. Кроме того, переработчики, особенно такой крупный агрохолдинг, как «КОМОС ГРУПП», — это как раз основные потенциальные претенденты на поглощение убыточных сельхозпредприятий с целью создания вертикально интегрированной структуры, о которой говорил министр.

О том, что такой интерес есть, свидетельствует то, что на одном из совещаний по молочному животноводству под председательством главы Удмуртии Александра Соловьева генеральный директор «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов предложил ввести на республиканском уровне льготу по налогу на имущество для предприятий, вкладывающих средства в уставный капитал сельхозпредприятий.

Поглощение низкорентабельных сельхозпроизводителей переработчиками сняло бы остроту проблемы низких закупочных цен на молоко — это стало бы внутренним вопросом крупного агрохолдинга. Безусловно, мы получим монополизацию рынка, но это процесс неизбежный. К тому же многие экономисты сегодня доказывают, что монополизация на практике часто приводит не к снижению, а к улучшению качества конечного продукта. Фокус тут в том, что конкурентная борьба сегодня ведется в основном в плоскости снижения издержек. Низкие издержки — это почти всегда определенный компромисс по качеству.Андрей Шутов. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Параллельно с желанием сохранить контроль над неизбежным уже укрупнением в сельхозпроизводстве государство не ослабляет и свое внимание к ретейлу. Это подтверждается недавней инициативой Минсельхозпрода Удмуртии, озвученной 27 апреля за круглым столом на тему: «Развитие сельских территорий за счет стимулирования производства сельскохозяйственной продукции, эффективность механизмов субсидирования и ценообразования в агропромышленном комплексе на примере Удмуртской Республики» в Общественной палате РФ.

Чиновники Удмуртии предложили ввести государственное регулирование ценообразования на молоко и иные значимые социальные продукты. Предлагается, как сказано в сообщении об этой встрече, размещенном на сайте министерства, законодательно установить верхний порог торговой наценки на уровне не более 10%. Помимо этого, Минсельхозпрод УР предлагает оптимизировать механизм субсидирования сельхозпредприятий — выплачивать субсидии не по прошествии календарного года работы, а сразу же, по факту проведенных работ.

Согласно одобренному 11 апреля кабмином Удмуртии проекту протокола о намерениях между правительством республики и швейцарским консорциумом SEGAS GmbH на территории нашего региона планируется развернуть масштабное строительство сельхозобъектов... Читать далее...Словом, вся эта активность свидетельствует о крупном грядущем переделе собственности в первичном звене агропромышленного комплекса, проще говоря, на земле. Скорее всего, это будут все-таки инвестиции местного агробизнеса, а не вложения сторонних инвесторов. Правда, в этом контексте интригующе прозвучал ответ Александра Прохорова на вопрос о том, каков его прогноз по развитию сотрудничества со швейцарским консорциумом SEGAS. Напомню, что правительство Удмуртии одобрило в апреле протокол о намерениях по масштабному сотрудничеству этих компаний. Александр Прохоров ответил, что это «деликатный вопрос» и пока он не готов его обсуждать.