15 июня любопытствующим ижевчанам представилась возможность поучаствовать в публичных слушаниях по исполнению бюджета города за 2015 год. Удовольствие, конечно, сомнительное — что исполнено, то исполнено. По меткому замечанию Ольги Наговицыной, исполняющей обязанности заместителя главы городской администрации — начальника управления финансов, «параметры бюджета Ижевска на 2015 год уже не изменить».
Было бы любопытно предусмотреть в ходе публичных слушаний по исполнению бюджета процедуру выставления оценки городским властям, например, по критериям реалистичности прогноза, эффективности усилий по наполнению доходной части бюджета и по тому, как была выстроена приоритетность в расходах. Учитывая, что женщины, заполнившие большой зал заседаний администрации Ижевска, как прокомментировал источник «ДЕНЬ.org», — это в основном сотрудницы районных администраций, при нынешнем составе участников безусловная лояльность властям на слушаниях была бы обеспечена. Правда, если бы итогом мероприятия стало выставление оценки, может быть, людей, пришедших в мэрию не по долгу службы, было бы больше.
Гроза не прошла стороной
Исполнительную власть на слушаниях представлял первый заместитель главы администрации Ижевска Ильдар Бикбулатов, а представительную — председатель Городской думы Олег Гарин и руководитель постоянной комиссии по бюджету и финансам Константин Котов.
«Бюджет формировался осенью 2014-го, принимался в декабре, поэтому было сложно предвидеть, что будет в 2015 году, разночтения в бюджете связаны с тем, что ситуация значительно поменялась, — объяснил Константин Котов 10%-ный недобор доходной части бюджета. — Общая ситуация по налогооблагаемой базе в Ижевске значительно ухудшилась». Кроме того, по его словам, план по доходам на 2015 год был более оптимистичен, чем в 2014-м.
Действительно, плановые показатели бюджета 2015 года на 7,4% выше, но даже если бы доходную часть оставили на уровне 2014 года, недобор по доходам был бы весьма значителен. В прошлом году, несмотря на резко возросшую инфляцию, фактическое исполнение по доходной части было ниже 2014-го на 332,5 млн рублей, в том числе по собственным доходам на 192 млн рублей.
Сборы по подоходному налогу, главному источнику наполнения городского бюджета, составили в 2015 году 94,7% от плана, еще меньше — 92,9% — поступления по имущественным налогам, и совсем уже провально сработали по доходам от использования городского имущества. Там фактическое поступление составило всего 73,3% от плана. Причем именно по этой доходной статье бюджетный прогноз оказался самым неудачным: поступления по арендной плате за земельные участки, собственность на которые не разграничена, исполнены всего на 58,6%, а по аренде муниципальной недвижимости — на 164,7%. Вероятно, это произошло потому, что многие арендуемые сейчас помещения планировалось продать в 2015 году, но ввиду отсутствия спроса сделать это не удалось.
В итоге Ижевск по сумме доходов от использования муниципального имущества на душу населения оказался позади Кирова, Чебоксар и Перми, а с другими мы просто не сравнивали.
«Надо смотреть, у кого сколько муниципального имущества», — справедливо заметил по этому поводу Олег Гарин на пресс-подходе, последовавшем за слушаниями. «Была политика в городе в основном на реализацию, а не на аренду имущества, — согласился с коллегой Константин Котов. — Продавали десять лет, осталось немного».
Осторожно, «заминировано»
Неоправданный бюджетный оптимизм при формировании доходной части бюджета Ижевска привел к недофинансированию расходов. Поскольку защищенные статьи трогать нельзя, сокращение коснулось, например, таких направлений, как «национальная экономика» и «ЖКХ». По этим статьям мы также уступаем в пересчете на число жителей трем городам, с которыми проводилось сравнение. В результате страдает инфраструктура, не создаются стимулы для экономического роста, а значит, закладывается «мина» под бюджеты будущих лет.
Еще одна «мина» — это муниципальный долг, доведенный почти до критического уровня. Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь сравнивать муниципальные финансы Ижевска с центрами соседних регионов, — это непомерный долг, причем в основном перед коммерческими банками. На начало 2016 года остаток долга Ижевска по коммерческим кредитам равнялся 4,2 млрд рублей. Из трех городов — Кирова, Чебоксар и Перми, которые были взяты для сравнения, наибольшее значение муниципального долга перед банками у Кирова — 1,6 млрд рублей. Это в 2,6 раза меньше, чем в столице Удмуртии.
В Чебоксарах сумма долга перед банками на 1 января 2016 года была чуть больше 800 млн рублей, а в Перми этого долга вообще нет. Более того, муниципальный бюджет на 2016 и 2017 годы сверстан там без дефицита. Не случайно, после того как глава Перми Игорь Сапко, приезжавший недавно в Ижевск для подписания соглашения о сотрудничестве, закончил презентацию о своем городе, глава Ижевска, смущенно улыбаясь, заметил, что единственное, в чем сегодня Ижевск может соперничать с Пермью, — это показатели рождаемости на душу населения.
Отставание по уровню бюджетных расходов на одного жителя (в Ижевске на каждого в 2015 году приходилось по 19,4 тыс. руб. в год, в Перми — 21,7 тыс. руб., в Кирове — 23 тыс. руб.) приводит к необходимости новых заимствований. По данным городской администрации на 1 мая 2016 года, долг перед банками в Ижевске составлял уже 4,5 млрд рублей. Кроме того, на сайте госзакупок выложен муниципальный контракт на открытие Ижевску Ижкомбанком невозобновляемой кредитной линии с лимитом 100 млн рублей под 14,41% годовых. Контракт датирован 10 мая, то есть кредитование не снижает оборотов.
В 2015 году 460 млн рублей из наших с вами налогов ушло на обслуживание муниципального долга Ижевска — это более 700 рублей на каждого ижевчанина, включая стариков и детей. А если учесть, что жители Ижевска часть своего подоходного налога отдают и в бюджет Удмуртии, где фактические расходы на обслуживание госдолга составили в 2015 году 2 млрд 903,2 млн рублей, получается, что каждый житель Ижевска отдает банкирам уже более 2,5 тыс. рублей в год.
«Безусловно, цифра немаленькая, — согласился на пресс-подходе Олег Гарин, — поэтому город активно работает сегодня с республикой, чтобы заместить бюджетными кредитами кредиты коммерческих банков». Он рассказал, что буквально недавно Ижевску был выделен бюджетный кредит в размере 300 млн рублей. «Будем стараться замещать», — пообещал Олег Гарин.
Нынешняя бюджетная логика напоминает сказку про репку: город тянет за рукав республику, республика — федерацию, а федерация просто тянет время.