Шесть сантиметров. Набережная «как в Ницце» падает в Ижевский пруд со скоростью один сантиметр в год

Надежда Рысьева

Плиты с ограждением отходят от брусчатки набережной Ижевского пруда со скоростью 1 см в год. Фото: «ДЕНЬ.org»Набережная Ижевского пруда расходится буквально по швам. Прогуляться по ней сегодня и не заметить следов разрушений практически невозможно. Экс-президент Удмуртии Александр Волков, автор известного мема про набережную «как в Ницце», думал, наверное, что его творение — на века. Оказалось — на годы.

«Первую сваю» на набережной «как в Ницце» по традиции освятил отец Виктор. Март 2007 года. Фото из архива газеты «День»Родившиеся в этом году ижевчане, скорее всего, увидят первые рухнувшие в пруд береговые плиты, когда им исполнится 25 лет. За шесть лет, прошедших после торжественного открытия реконструированной набережной, подвижка плит, которыми разделили воду и новый насыпной берег, в ряде мест достигла шести сантиметров. Таким образом, скорость, с которой плиты наклоняются в сторону воды, составила в среднем один сантиметр в год.     

Сильнее всего подверглась разрушению нижняя, пешеходная часть реконструированного берега. Здесь и метра не пройдешь, как то тут, то там встречаются всякого рода трещины, сквозные отверстия, дыры в бетоне, через которые проглядывает зеленая вода пруда. Мы насчитали более трех мест, где на набережной провалилась брусчатка. Плитка пошла волнами, кое-где даже взбучилась — ощущение такое, будто грядет «извержение» родника. Их здесь, кстати, немало.

На набережной Ижевского пруда. Июль 2016 года. Фото: «ДЕНЬ.org»Но главная опасность в другом. На стыке брусчатой пешеходной дорожки и бетонных и металлических ограждений образовались трещины. Местами их ширина превышает шесть сантиметров, где-то доходит даже до двенадцати. Протяженность трещин, как правило, не больше 10 метров, но это не так уж и мало. Если прикинуть в уме соотношение скорости увеличения трещин относительно времени, прошедшего с открытия набережной, напрашивается неутешительный вывод.

Трещины на набережной Ижевского пруда. Июль 2016 года. Фото: «ДЕНЬ.org»По самым скромным подсчетам, меньше чем через четверть века отклонение от основной оси составит более 30 градусов. И это только в том случае, если скорость падения не увеличится. Кажется, запущены необратимые процессы, на которые все пока закрывают глаза. 

Специалист одной из строительных компаний Ижевска, Александр, который вместе с сотрудниками редакции прошелся по набережной, вынес свой вердикт: трещины и волны на нижнем тротуаре появились вследствие проседания грунта.

В разгар реконструкции набережной. Июнь 2009 года. Фото из архива газеты «День» «Инфраструктура, запроектированная специалистами „Удмуртгражданпроекта“ и реализованная ФГУП УССТ № 6 при Спецстрое России, может привести к полному или частичному обрушению строения. Сколько времени ещё есть на исследования и устранение дефектов — другой вопрос. Очевидно одно: земля здесь сильно „играет“, тем более что грунт насыпной, основание вымывается грунтовыми водами, из-за чего образуются пустоты, а брусчатка идёт волнами», — рассказал Александр.

«Первая свая» на набережной «как в Ницце». Март 2007 года. Фото из архива газеты «День»По его словам, в Удмуртии трещины в грунте любят объяснять сезонностью, влиянием перепадов температуры на стройматериалы.

«Будто в Швеции, Норвегии этого нет. Нашим в карман-то надо что-то положить. По проекту нужно сделать отсыпку песка, грубо говоря, 30 сантиметров, а делают — пятнадцать. А знаете, сколько на песке можно сэкономить? Миллионы. Так и на других материалах тоже экономят… Знаете, прогуливаясь здесь, понимаешь, что бывшее руководство республики вряд ли будет отдыхать на благоустроенной ими же набережной. Такой цели у них явно не было», — подвел мрачный итог строитель. 

Заслуженный архитектор Удмуртии Нина Степанюк считает, что все проблемы из-за экономии средств на строительстве набережной и её реконструкции со скоростью «Формулы-1». В результате специалисты не успели основательно промониторить поведение грунтов и движение вод.  

«Скорее всего, деформации возникают от спешки при строительстве-благоустройстве территории. Помнится, экономили очень сильно. Александр Александрович (Волков. — Прим. ред.) — человек с „креативными фантазиями“. Однако креативность креативностью, но реализация таких идей дорого стоит. Решения при благоустройстве набережной принимались самодурские, волюнтаристские. Зачастую власть и строители действовали, невзирая на законы физики и химии».

В разгар реконструкции набережной. Июль 2009 года. Фото из архива газеты «День»По словам архитектора, берег реки Иж — не южный берег Крыма и было бы правильнее, если б на склонах остались деревья. Но набережную сделали «лысой». Подпорные стенки на таких крутых склонах с водоносными слоями требовали более детального изучения. Что происходит сейчас внутри неустойчивого грунта, неизвестно. Но главным благоприятным фактором для развития оползневых деформаций и трещин является значительная крутизна склона и повальное уничтожение древесной растительности.

Вбивание «первой сваи». Фото: «ДЕНЬ.org»Между тем есть мнение, что кривизна набережной — дело рук именно проектировщиков. По нормативу уклон от оси не должен превышать 30 градусов, а здесь чуть ли не вертикальные склоны, ничем основательно не сдерживаемые, считает один из специалистов, высказавшийся на условиях анонимности. Под влиянием грунтовых вод и не сдерживаемая практически ничем земля оседает, следовательно, основание набережной трещит по швам. 

«Там очень много родников, все они были выведены в ливневку, средства в дренаж тоже, в принципе, закладывались. Казалось, просчитали все, но, возможно, была нарушена технология при строительстве», — прокомментировал деформации на набережной специалист, участвовавший в ее реконструкции. 

Интересно, на что надеялись, когда строили? Казалось, что у бывшего руководителя ФГУП УССТ № 6 при Спецстрое России генерал-лейтенанта Александра Курбатова и специалистов из «Удмуртгражданпроекта» в таких делах опыт немалый, и вряд ли они не догадывались о последствиях, когда потакали прихотям бывшего президента республики.

[ФОТОАЛЬБОМ]В ближайшей перспективе больших денег на повторную реконструкцию набережной Ижевского пруда ожидать не приходится. Даже на ту её немалую часть, которую из-за нехватки средств президент Волков так и не успел доделать. Фактически сегодня из общественного оборота выведена большая часть акватории пруда, ранее активно использовавшаяся для отдыха горожан. Похоже, должно пройти ещё 50 лет, пока убогое состояние набережной «как в Ницце» и, конечно же, простое человеческое желание воспользоваться должностным положением не выведут на политическую арену в столице Удмуртии какого-нибудь очередного волкова. Жаль, нет машины времени заглянуть в этот далекий для нас 2066 год.

Набережная Ижевского пруда. Май 2007 года. Фото из архива газеты "День".
Набережная Ижевского пруда. Июль 2009 года. Фото из архива газеты "День".
Набережная Ижевского пруда. Март 2007 года. Фото из архива газеты "День".
Набережная Ижевского пруда. Март 2007 года. Фото из архива газеты "День".
Набережная Ижевского пруда. Май 2007 года. Фото из архива газеты "День".
Набережная Ижевского пруда. Май 2007 года. Фото из архива газеты "День".