Полная версия Мобильная версия

Шесть сантиметров. Набережная «как в Ницце» падает в Ижевский пруд со скоростью один сантиметр в год

K 7838
J
Надежда Рысьева

Плиты с ограждением отходят от брусчатки набережной Ижевского пруда со скоростью 1 см в год. Фото: «ДЕНЬ.org»Набережная Ижевского пруда расходится буквально по швам. Прогуляться по ней сегодня и не заметить следов разрушений практически невозможно. Экс-президент Удмуртии Александр Волков, автор известного мема про набережную «как в Ницце», думал, наверное, что его творение — на века. Оказалось — на годы.

«Первую сваю» на набережной «как в Ницце» по традиции освятил отец Виктор. Март 2007 года. Фото из архива газеты «День»Родившиеся в этом году ижевчане, скорее всего, увидят первые рухнувшие в пруд береговые плиты, когда им исполнится 25 лет. За шесть лет, прошедших после торжественного открытия реконструированной набережной, подвижка плит, которыми разделили воду и новый насыпной берег, в ряде мест достигла шести сантиметров. Таким образом, скорость, с которой плиты наклоняются в сторону воды, составила в среднем один сантиметр в год.     

Сильнее всего подверглась разрушению нижняя, пешеходная часть реконструированного берега. Здесь и метра не пройдешь, как то тут, то там встречаются всякого рода трещины, сквозные отверстия, дыры в бетоне, через которые проглядывает зеленая вода пруда. Мы насчитали более трех мест, где на набережной провалилась брусчатка. Плитка пошла волнами, кое-где даже взбучилась — ощущение такое, будто грядет «извержение» родника. Их здесь, кстати, немало.

На набережной Ижевского пруда. Июль 2016 года. Фото: «ДЕНЬ.org»Но главная опасность в другом. На стыке брусчатой пешеходной дорожки и бетонных и металлических ограждений образовались трещины. Местами их ширина превышает шесть сантиметров, где-то доходит даже до двенадцати. Протяженность трещин, как правило, не больше 10 метров, но это не так уж и мало. Если прикинуть в уме соотношение скорости увеличения трещин относительно времени, прошедшего с открытия набережной, напрашивается неутешительный вывод.

Трещины на набережной Ижевского пруда. Июль 2016 года. Фото: «ДЕНЬ.org»По самым скромным подсчетам, меньше чем через четверть века отклонение от основной оси составит более 30 градусов. И это только в том случае, если скорость падения не увеличится. Кажется, запущены необратимые процессы, на которые все пока закрывают глаза. 

Специалист одной из строительных компаний Ижевска, Александр, который вместе с сотрудниками редакции прошелся по набережной, вынес свой вердикт: трещины и волны на нижнем тротуаре появились вследствие проседания грунта.

В разгар реконструкции набережной. Июнь 2009 года. Фото из архива газеты «День» «Инфраструктура, запроектированная специалистами „Удмуртгражданпроекта“ и реализованная ФГУП УССТ № 6 при Спецстрое России, может привести к полному или частичному обрушению строения. Сколько времени ещё есть на исследования и устранение дефектов — другой вопрос. Очевидно одно: земля здесь сильно „играет“, тем более что грунт насыпной, основание вымывается грунтовыми водами, из-за чего образуются пустоты, а брусчатка идёт волнами», — рассказал Александр.

«Первая свая» на набережной «как в Ницце». Март 2007 года. Фото из архива газеты «День»По его словам, в Удмуртии трещины в грунте любят объяснять сезонностью, влиянием перепадов температуры на стройматериалы.

«Будто в Швеции, Норвегии этого нет. Нашим в карман-то надо что-то положить. По проекту нужно сделать отсыпку песка, грубо говоря, 30 сантиметров, а делают — пятнадцать. А знаете, сколько на песке можно сэкономить? Миллионы. Так и на других материалах тоже экономят… Знаете, прогуливаясь здесь, понимаешь, что бывшее руководство республики вряд ли будет отдыхать на благоустроенной ими же набережной. Такой цели у них явно не было», — подвел мрачный итог строитель. 

Заслуженный архитектор Удмуртии Нина Степанюк считает, что все проблемы из-за экономии средств на строительстве набережной и её реконструкции со скоростью «Формулы-1». В результате специалисты не успели основательно промониторить поведение грунтов и движение вод.  

«Скорее всего, деформации возникают от спешки при строительстве-благоустройстве территории. Помнится, экономили очень сильно. Александр Александрович (Волков. — Прим. ред.) — человек с „креативными фантазиями“. Однако креативность креативностью, но реализация таких идей дорого стоит. Решения при благоустройстве набережной принимались самодурские, волюнтаристские. Зачастую власть и строители действовали, невзирая на законы физики и химии».

В разгар реконструкции набережной. Июль 2009 года. Фото из архива газеты «День»По словам архитектора, берег реки Иж — не южный берег Крыма и было бы правильнее, если б на склонах остались деревья. Но набережную сделали «лысой». Подпорные стенки на таких крутых склонах с водоносными слоями требовали более детального изучения. Что происходит сейчас внутри неустойчивого грунта, неизвестно. Но главным благоприятным фактором для развития оползневых деформаций и трещин является значительная крутизна склона и повальное уничтожение древесной растительности.

Вбивание «первой сваи». Фото: «ДЕНЬ.org»Между тем есть мнение, что кривизна набережной — дело рук именно проектировщиков. По нормативу уклон от оси не должен превышать 30 градусов, а здесь чуть ли не вертикальные склоны, ничем основательно не сдерживаемые, считает один из специалистов, высказавшийся на условиях анонимности. Под влиянием грунтовых вод и не сдерживаемая практически ничем земля оседает, следовательно, основание набережной трещит по швам. 

«Там очень много родников, все они были выведены в ливневку, средства в дренаж тоже, в принципе, закладывались. Казалось, просчитали все, но, возможно, была нарушена технология при строительстве», — прокомментировал деформации на набережной специалист, участвовавший в ее реконструкции. 

Интересно, на что надеялись, когда строили? Казалось, что у бывшего руководителя ФГУП УССТ № 6 при Спецстрое России генерал-лейтенанта Александра Курбатова и специалистов из «Удмуртгражданпроекта» в таких делах опыт немалый, и вряд ли они не догадывались о последствиях, когда потакали прихотям бывшего президента республики.

[ФОТОАЛЬБОМ]В ближайшей перспективе больших денег на повторную реконструкцию набережной Ижевского пруда ожидать не приходится. Даже на ту её немалую часть, которую из-за нехватки средств президент Волков так и не успел доделать. Фактически сегодня из общественного оборота выведена большая часть акватории пруда, ранее активно использовавшаяся для отдыха горожан. Похоже, должно пройти ещё 50 лет, пока убогое состояние набережной «как в Ницце» и, конечно же, простое человеческое желание воспользоваться должностным положением не выведут на политическую арену в столице Удмуртии какого-нибудь очередного волкова. Жаль, нет машины времени заглянуть в этот далекий для нас 2066 год.


Читайте также