«Будем судиться, мы имеем преимущественное право на продление договора аренды, потому что официально выиграли конкурс два года назад», — отреагировал Даниил Борисов, директор ООО «Аметист», арендующего подземный переход возле УдГУ, на информацию о планах властей Ижевска передать этот переход в концессию другой компании.
«С учетом обжалования процесс длится долго — Пермь, Екатеринбург, Москва, дело может затянуться на три года, и аренда государству в это время платиться не будет», — предупредил Даниил Борисов. По его словам, договор аренды, заключенный по результатам конкурса, действителен еще в течение полутора лет.
Странно, почему представители городской администрации не упомянули об этом обстоятельстве на Инвестиционном совете Ижевска, когда представитель потребительского общества «Оптовик» презентовал проект передачи им на условиях концессии этого подземного перехода и еще одного, тоже на Удмуртской, у магазина «Электротехника в быту». Видимо, городские власти давно хотят сменить арендатора, но надо сказать, что успех у них в этом деле нулевой. В ноябре 2014 года ООО «Аметист» подало иск в Арбитражный суд УР о признании договора аренды подземного перехода действительной сделкой. В результате почти полугодового разбирательства город заключил с «Аметистом» мировое соглашение, по которому за ним были официально сохранены права арендатора перехода с правом использования под торговую деятельность.
Даниил Борисов рассказал, что «Аметист» занимается в переходе ксерокопированием и другими актуальными для студентов услугами. Остальные предприниматели, работающие на этом объекте, находятся там на условиях субаренды с «Аметистом» за 8 тыс. руб. в месяц. «Аметист» поддерживает текущее состояние перехода, поставил светильники, обил стену древесными плитами, но о каком-то более серьезном ремонте речь не идет.
На выходе из перехода построят торговый центр
«Просто поднять цены ларечникам у вас не получится», — предупредил представителя ПО «Оптовик» Александра Куншина на заседании Инвестсовета депутат Алексей Гарипов. В «Оптовике» об этом подумали в первую очередь — их замысел состоит в том, чтобы построить на выходе из подземного перехода капитальное торговое здание. Бойкий подземный трафик гарантирует ему хорошую рентабельность, даже с учетом затрат на ремонт и содержание.
Правда, Александр Куншин, презентовавший проект, сразу оговорился, что он не проработан, поэтому и сумма потенциальных инвестиций была определена весьма расплывчато — от 5 до 20 млн руб. Какую часть от этой суммы могут составить расходы на ремонт переходов, в «Оптовике» тоже пока не могут сказать. Александр Куншин пояснил, что определенность появится после проведения технической экспертизы и тогда, когда будет ясность по земельному участку и согласуют этажность будущей постройки.
Представленный совету на презентационном слайде приблизительный облик будущего строения откровенно дисгармонировал с окружающими университетскими зданиями и очень уж напоминал те строения возле выходов из московского метро, которые власти столицы так безжалостно «выкорчевывают» с городских улиц и бульваров. Ижевск, похоже, уже не надеется даже на гипотетическое будущее финансовое благополучие, поэтому в который уже раз готов ввязаться в сомнительную авантюру, лишь бы максимально снять с себя бремя ответственности за нуждающиеся в ремонте объекты.
Судиться, и еще раз судиться
Интересно, что, поменяв «Аметист» на «Оптовик», власти Ижевска рискуют точно так же погрязнуть в судебных процессах. Дело в том, что заседание Инвестсовета, на котором обсуждался проект, проходило 28 июля, а за два дня до этого Арбитражный суд Удмуртии вынес решение о взыскании с «Оптовика» задолженности перед городом по арендной плате за занимаемую им складскую базу на ул. Маяковского в сумме 429,4 тыс. руб., включая 47,7 тыс. руб. пеней. Пени, как следует из решения суда, были начислены за уклонение арендатора от внесения арендной платы с января 2015-го по конец апреля этого года. Кстати, с подобным же иском администрация Ижевска обращалась к «Оптовику» и в прошлом году — видимо, это сложившаяся практика взаимоотношений арендатора с арендодателем.
Судя по однозначному одобрению Юрием Тюриным инициативы «Оптовика», его хромающая платежная дисциплина не станет препятствием к сотрудничеству. Однако я бы на месте чиновников задумался о том, что если арендную плату приходится «выколачивать» через суд, то таким же образом инвестор может затягивать и исполнение своих обязательств по ремонту и содержанию переходов.
Определенная логика в действиях ижевских властей есть — они хотят поменять простого арендатора, не вкладывающегося в серьезный ремонт, на концессионера, который обстроит выходы из перехода сомнительными торговыми объектами, но зато вложится в ремонт более основательно. Гармоничное состояние городской среды остается вопросом второстепенным — этим городские власти готовы пожертвовать в первую очередь. Однако общественность рассуждает иначе. Выложенный в социальные сети презентационный слайд с изображением будущего торгового объекта сразу же стал предметом горячего обсуждения.
«Следующий глава сносить будет, с остановками, например, так и вышло», — предположил в «Фейсбуке» Алексей Куприянов. Действительно, ситуация очень похожая — людям, ожидающим троллейбус, нужна же скамеечка под навесом. Значит, ее должен поставить частный инвестор, рассуждают чиновники. Не беда, что он пристроит к скамейке небольшой магазинчик, который потом станет местом сборища пьяной братии со всей округи. Потом власти фиксируют факты незаконной торговли алкоголем в остановочных павильонах и начинается обратная кампания по их сносу и замене, теперь уже за бюджетный счет, нормальными остановками.
Пока администрация годами возится в судах с арендаторами и рассматривает сомнительные проекты, дорожная ситуация продолжает ухудшаться — ключевые магистрали перегружены регулируемыми перекрестками. Строить новые подземные переходы никто уже не будет — слишком дорого. Можно было бы строить надземные переходы, но такой переход, возведенный в 2013 году на федеральной трассе Елабуга — Пермь в районе Малой Пурги, остается, похоже, единственным в Удмуртии. Федеральный бюджет потратил на него 35 млн руб., почему бы чиновникам, обвесившим городские перекрестки камерами и собирающим с их помощью значительные штрафы, не раскошелиться хотя бы на несколько самых простых надземных переходов в местах наибольших автомобильных заторов?
Кто-то, обсуждая этот подземный проект в социальных сетях, предложил с мрачной иронией отдать вообще все городское хозяйство в концессию одним лотом. Интересно, нашелся бы желающий, получив в руки доходную часть городского бюджета, попытаться распорядиться ею эффективнее, чем городские власти? Сохранение нынешнего состава городской администрации могло бы быть предложено концессионеру в качестве обязательного обременения, хотя есть риск, что это снизило бы интерес к проекту до нуля.