К среднему придем? Крупнейшие налогоплательщики Удмуртии помогут избежать голодных обмороков

Дмитрий Манылов

Правительство Удмуртии не поспевает за переменчивой рыночной конъюнктурой только что усиленно доводили при помощи оптимизации социальную сферу до состояния выжатого лимона, как вдруг обратили внимание на фактическое перевыполнение по сбору налога на прибыль и собрались приводить плановую часть в соответствие с фактом пятый раз на протяжении этого года.

Фото: eg.ruНа рассмотрение Госсовета Удмуртии 27 сентября будет вынесен законопроект о внесении изменений в бюджет Удмуртии на 2016 год, предусматривающих увеличение доходной части республиканского бюджета на 5,4 млрд руб., в основном за счет роста поступлений по налогу на прибыль (4,2 млрд руб.) и целевых субсидий Минфина РФ на сумму 1,2 млрд руб. Как сказано в пояснительной записке, подготовленной Минфином Удмуртии, увеличение плана по налогу на прибыль связано с ожидаемым поступлением налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков.

Своевременный «подарок»

Все согласующие инстанции уже дали свои положительные заключения на законопроект, а как же иначе фиксировать увеличение доходов всегда приятно. Любопытным представляется лишь заключение Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики. Комитет отмечает, что в пояснительной записке к законопроекту не содержатся расчеты оценки ожидаемого исполнения бюджета УР по налоговым и неналоговым доходам в 2016 году. Республиканских ревизоров, похоже, удивило, что при уже весьма серьезном на 1 сентября (на 45,9%) превышении фактического поступления налога на прибыль Минфин Удмуртии предлагает утвердить план на год с еще большим ростом к факту 2015 года на 66,8%. Видимо, на этот раз Минфин знает, что делает, и ожидаемое поступление от крупнейших налогоплательщиков имеет 100%-ную вероятность.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Любопытно посмотреть, куда распределяются дополнительные деньги. В той же пояснительной записке сказано, что на 2,8 млрд руб. будут увеличены бюджетные ассигнования на оплату труда, что позволит закрыть переходящую кредиторскую задолженность по начислениям на выплаты по оплате труда за декабрь 2015 года, а также дополнительную выплату с 1 июля этого года, связанную с повышением минимального размера оплаты труда. Похвально, что наши чиновники все-таки вспомнили о зарплате, но стыдно становится за власть, когда выясняется, что есть у нас еще какая-то непогашенная кредиторка с прошлого года. Доведение заработка до минимального уровня должно финансироваться вне зависимости от каких-то дополнительных доходов. Это вопрос физического выживания, вообще-то, и если появляется такая задолженность, то все прочие бюджетные транзакции должны останавливаться как конвейер на «Тойоте».

Странно на первый взгляд выглядит и увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Удмуртии на 473,6 млн руб. Особенно в контексте недавнего выпуска государственных облигаций на 5 млрд руб., которые, как было заявлено, пойдут на замещение более дорогих банковских кредитов (в ноябре этого года как раз подходит срок их погашения на ту же сумму). Глава Минфина УР Станислав Евдокимов заявлял на заседании правительства Удмуртии, что годовая экономия от этой операции составит 75 млн руб. Видимо, эта экономия не перекроет дополнительных расходов, возникающих из-за необходимости замещения других, наоборот, более дешевых заимствований.Представители правительства в гостях у крупнейшего налогоплательщика. Фото: udmurtneft.ru

За период с 1 июля по 1 сентября госдолг Удмуртии сократился на 2 млрд руб., но это произошло за счет погашения бюджетного кредита. Вероятно, теперь Минфину УР придется опять прибегать к банковским заимствованиям, чтобы восполнить эту финансовую дыру, и там нежелательная для бюджета разница в ставках будет много серьезнее, чем экономия по облигациям.

Оптимизма не вызывает

Если законопроект будет принят, то нынешние плановые расходы на обслуживание государственного долга Удмуртии увеличатся до 3,4 млрд руб. против 2,9 млрд руб. по факту в прошлом году.  Примут, конечно, куда деваться наращивая госдолг, чиновники руководствуются не злым умыслом к этому толкает неумолимая логика событий.

Понимая, что если процесс наращивания долгов никак не удается переломить, то нужно, по крайней мере, продемонстрировать работу в этом направлении. С этой целью правительство 20 сентября утвердило план мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов и сокращению государственного долга на период до 2020 года. Оптимизма этот документ не вызывает. Там есть три относительно крупных, выраженных в деньгах, источника оздоровления государственных финансов Удмуртии: поступление дополнительных доходов за счет реализации государственной инвестиционной политики (от 200 млн руб. в этом году до 270 млн руб. в 2020-м), дальнейшая экономия бюджетных средств за счет оптимизационных мероприятий (497,4 млн руб. в 2016 году) и увеличение объемов коммерческой деятельности бюджетных автономных учреждений (в 2016 году на 96,4 млн руб.). Получается, что, по прогнозу правительства Удмуртии, до 2020 года нас ждет только затягивание поясов.

Замминистра финансов Удмуртии Вера Сухих сообщила о возврате к трехлетнему бюджетному планированию. Если вносить изменения в бюджет каждые два месяца, то можно планировать и на пятилетку. Фото: пресс-служба главы и правительства Удмуртии.Отнять и поделить?

Хотя, судя по этим внезапно свалившимся дополнительным доходам, не нужно совсем уже отказываться от оптимизма. В последний момент, когда кажется, что недофинансирование первоочередных расходов, таких как доплата бюджетникам до минимального размера оплаты труда, неизбежно, включается какой-то чрезвычайный механизм и появляются деньги. Ровно столько, чтобы не довести ситуацию до массовых голодных обмороков на улицах российских городов, ну, кроме Москвы, конечно там планка повыше.

Однако, как только острота проблемы хоть немного снимается, появляются сигналы, угрожающие нарушить это шаткое балансирование на грани финансового обвала. Очередным таким сигналом стала информация РБК о том, что на недавнем совещании у вице-премьера российского правительства Дмитрия Козака был рассмотрен план реформирования политики регионального развития, предусматривающий перераспределение части налога на прибыль в пользу малообеспеченных территорий и одновременное сокращение расходов на субсидии и иные межбюджетные трансферы регионам.

Цифры со звездочками — любимый рекламный прием российских банкиров. Красивое и очень ясное число красуется в центре баннера, а все неясное прячется в самом неудобочитаемом углу мелким шрифтом — под звездочкой. Этот прием взяли на вооружение и в Минфине Удмуртии...Читать далее...Учитывая значительный фактический рост поступлений по налогу на прибыль в Удмуртии, наш регион вполне может попасть в число «урезанных», несмотря на весьма тяжелую ситуацию с долговой нагрузкой. К тому же налог на прибыль вещь очень капризная, особенно в условиях нестабильного валютного курса. Покажем хороший рост по этому налогу, а его возьмут и перераспределят. При этом крупнейшие налогоплательщики вполне могут в начале будущего года опять начать возвращать налоговую переплату. Тогда снова к федералам с протянутой рукой?

Резюмирую нашу бюджетную ситуацию, перефразировав куплет известной песни Булата Окуджавы: ждать субсидий выгодно, да очень не хочется, взять налоги хочется, но там грозит отъем, у Минфина на устах коварные пророчества, но, может быть, когда-нибудь к среднему придем.