Прибывшему в Ижевск во главе спецкомиссии чиновнику из полпредства, чтобы на месте разобраться в ситуации с отоплением и горячей водой в столице Удмуртии, во всей красе продемонстрировали позиции всех сторон. Олег Машковцев увидел и отчаяние, и открытую конфронтацию, и откровенное разгильдяйство, и преследование собственных материальных интересов. Выводы, конечно, будут сделаны по результатам правовой оценки действий должностных лиц, но свои итоги уже подвели жители Ижевска: от того, что начали выяснять, кто прав, а кто виноват, им в буквальном смысле нежарко.
Директор УКСа Ярослав Балобанов прибыл на первую точку — во двор дома на Союзной, 51 — раньше комиссии, но во дворе к этому времени уже собрались доведенные до отчаяния жители. Наверное, впоследствии Балобанову не раз приходила мысль о том, что он сильно недооценил народный гнев, раз так смело шагнул в толпу замерзающих ижевчан. Едва они поняли, кто перед ними, из просто возмущенных превратились в опасно агрессивных. Обступили директора УКСа и, напирая и эмоционально жестикулируя практически перед его носом, начали хором высказывать свои претензии.
— У нас нет нормального тепла и горячей воды с октября! — возмущались они.
Этот гневный гвалт и шум перекричал один мужчина, который весьма агрессивно и фамильярно высказал свою претензию практически в лицо уже изрядно нервничавшему Балобанову.
— Не орите на меня! — так же зло и яростно рявкнул обычно уравновешенный и безэмоциональный директор УКСа. — Если есть что сказать — говорите спокойно, а орать на меня не нужно!
Прибывший к этому времени руководитель спецкомиссии и помощник Бабича Олег Машковцев, наверное, в какой-то мере даже спас Балобанова от разъяренной толпы. Рвать его на части люди, конечно же, не стали бы, тем более что от ижевчан буквально грудью его прикрывал шеф — начальник пресс-службы ПАО «Т Плюс» Нил Миназетдинов, но словесными булыжниками точно бы закидали.
Впрочем, выражение лица Машковцева тоже не предвещало ничего хорошего. Прибывшие вице-премьер Андрей Сивцов, мэр Юрий Тюрин, главный федеральный инспектор по Удмуртии Дмитрий Мусин выглядели как почтительная свита позади сюзерена, вышедшего в поля на разборки с холопами. Причем так получилось, что в образовавшемся кругу Ярослав Балобанов оказался на противоположной стороне от Олега Машковцева, к тому же на приличном расстоянии.
— Подойдите ближе! — предложил (но прозвучало так, как будто рявкнул) чиновник из полпредства.
Он произнес короткую речь, которая прозвучала примерно так: «Такие серьезные проблемы с запуском отопительного сезона — только в Удмуртии. Как такое могло произойти?» — и потребовал ответа.
Ответ прозвучал ожидаемый: нет денег — нет труб — нет тепла и горячей воды. Стоявшие позади Машковцева удмуртские чиновники предусмотрительно молчали.
Представитель полпредства пожелал услышать жителей, обратившись при этом к стоявшему перед Балобановым и, соответственно, на первом плане Нилу Миназетдинову, который не стал признаваться, что он из УКСа. Возникла короткая и неудобная заминка, пока журналисты не позвали с задних рядов настоящих жителей.
Из их рассказа Олег Машковцев и узнал, что проблеме — много месяцев и возникла она не в новогодние праздники.
— Вы что, с осени знали о проблеме и ничего не делали? — недоумевал помощник Бабича.
— Мы об этом всех предупреждали! – ответил Балобанов, при этом с некоторым торжеством глядя на свиту позади Машковцева, которая вновь предусмотрительно не проронила ни слова.
Чиновник из Нижнего Новгорода удмуртских чиновников трогать не стал, зато поинтересовался сотрудничеством с управляющими компаниями. Все это время в толпе молча и даже с налетом скуки на лице стоял директор группы компаний «Единая УК» Рауф Кутдузов. Словно вот он — его звездный час — самый прославившийся коммунальщик Ижевска пожаловался Машковцеву на Балобанова, мол, УКС чинит препятствия в работе управляющих компаний. На что его оппонент заявил, что это управляющие компании, в частности, та, которую возглавляет Кутдузов, не исполняет свои функции. А дальше между ними пошла перепалка, посыпались взаимные обвинения чуть ли не на повышенных тонах и нелицеприятный обмен любезностями.
Машковцев, молча взиравший на сцепившихся, словно не поделивших детскую песочницу мужчин, подытожил:
— Словом, взаимодействия между вами нет!
— Нет! — охотно согласился Кутдузов.
— Мы открыты для общения, — ответил Балобанов.
В это время один из жителей опознал стоящего поодаль сына Рауфа Кутдузова — Наиля.
— Вот он! Это сын того, кто у нас только деньги все время берет, а ничего не делает! Ох, врезать бы тебе, так ведь это все равно ничего не изменит! — сокрушался ижевчанин.
В ответ Наиль Кутдузов сказал, что да, бить его не надо и орать тоже не надо, а нужно поговорить как цивилизованным людям. Ижевчанин потерял интерес к Кутдузову-младшему и пошел орать на рабочих, которые тут же, в двух шагах от собрания, пытались вернуть тепло и горячую воду в дом.
На следующих объектах такой напряженности уже не было. Удмуртские чиновники, изучившие стиль поведения гостя из Нижнего, стали проявлять инициативу и тоже задавать вопросы. Машковцев дал указание ГФИ Мусину проследить за тем, чтобы УКС сделал перерасчет жителям и возместил затраты детского сада, в котором подвал был на полметра затоплен горячей водой, на ремонт здания.
— Всем, кому это положено, мы сделаем перерасчет, — заверил Балобанов.
Но когда люди поинтересовались, как быть с огромными счетами за электроэнергию из-за постоянно работающих обогревателей и водонагревателей, глава УКСа ответил, что компенсация по этой части будет только в том случае, если ижевчане в суде докажут свой ущерб.
— Ситуация не совсем понятная — все проблемы можно было предотвратить, — подвел итоги объезда проблемных объектов Олег Машковцев.
С выражением недоумения на лице остались и жители, которые так и не поняли, с какой целью приехал в Ижевск нижегородский чиновник.
— Мы все это сами сто раз спрашивали и эти ответы сто раз слышали, но все равно ничего не изменилось, — звучало в толпе, когда Машковцев «допрашивал» Балобанова о причинах аварий и сроках их устранений.
Тем временем по распоряжению Михаила Бабича правоохранительные органы дадут правовую оценку действиям должностных лиц во время подготовки и прохождения этого аварийного отопительного сезона. Виновные, скорее всего, отделаются штрафами и выговорами. Вот только от административных «ай-ай-ай» тепло и горячая вода в домах быстрее не появятся.