Впервые в жизни увидела дорогу республиканского значения, где вместо асфальта — песок и глина, а разделительной полосой служат глиняные глыбы. В дождь движение здесь останавливается, в том числе и для продуктовых, скорых и пожарных машин. А в Миндортрансе Удмуртии уверены, что дорога не так уж и плоха. Кто прав, решили проверить эксперты ОНФ, получившие письмо, в котором жители Талицы и Светлого Воткинского района назвали эту дорогу «дорогой ада».
Речь о дороге Воткинск — Талица — Светлое. Весной она превратилась в глиняное месиво, и после того, как пришлось вызволять из грязи рейсовый и школьный автобусы, движение здесь прекратилось на месяц. Без связи с «большой землей» остались 5 700 человек.
«Тут же весной проехать невозможно, машины таскает по всей дороге. Вызываешь скорую, скорая не едет, рейсовые автобусы не ходят, машины буквально тонули, — заметно волнуясь от возмущения, рассказала местная жительница. — Ни к врачу в город не поехать, ни по каким-то еще делам. Мы в западне!»
После того как все просохло, легче жителям Светлого, Талицы, Черного и близлежащих деревень не стало. Почти вся дорога — это песок и глина, из-за которых люди здесь чувствуют себя словно в эпицентре песчаной бури: пыль встает плотной завесой, попадая внутрь автомобиля, разрушая легкие людей и агрегаты авто.
«Практически 100% мужчин работает на стороне: это „Восточный“, это „Зеленхоз“, это „Магнит“, это благоустройство в Ижевске и другие большие магазины, в Банном работают, и вот они каждый день здесь ездят по этой дороге», — сказала глава администрации МО «Светлянское» Зинаида Вострокнутова.
Но самая большая опасность — это перевозка школьников, считает глава муниципального образования. На мокрой глине любой транспорт заносит даже на маленьких скоростях, а там, где асфальт все же есть, по нему невозможно ездить, поэтому машины идут по обочине. Это не то что некомфортно, это опасно, и каждый день учебного года здесь рискуют жизнями 45 детей.
Эта дорога, хоть и республиканского значения, всегда была гравийной. Но сделана так хорошо, что нареканий до определенного момента не вызывала.
«Эту дорогу капитально отремонтировали в 1987 году, и с тех пор с ней ничего не случалось, мы хорошо ездили, без проблем, — рассказал глава администрации МО «Верхнеталицкое» Евгений Гусев. — В 2010-2011 годах делали дорогу Ижевск — Воткинск, нашу дорогу сделали объездной. Весь поток рейсовых автобусов и большегрузов пошел здесь, они и разбили тут все».
По словам депутата Госсовета Владимира Варламова, бывшего в то время заместителем председателя правительства УР, он и группа его единомышленников были против того, чтобы делать объездной дорогу до Талицы и Светлого.
«Мы много раз говорили, что это убьет дорогу, но власти республики нас не послушали и все равно пустили там поток автомобилей. Кто это сделал — фамилии называть не буду, они уже не работают», — констатировал Владимир Варламов, очевидно, имея в виду президента Александра Волкова и премьера Юрия Питкевича.
Главы страдающих из-за этого решения муниципальных образований вспоминают: тогда им было обещано, что после завершения работ на трассе Ижевск — Воткинск и их межмуниципальная дрога без внимания не останется.
«После того как дорога перестала быть объездной, мы отремонтировали несколько участков этой дороги с применением различных материалов», — сказал замначальника отдела «Управтодора УР» Денис Рябов.
«Один участок только сделали — Епифановскую гору! Почему вы так говорите?» — возмутилась явной неправдой Зинаида Вострокнутова.
Кстати, именно в Миндортрансе УР посчитали, что дорога до Талицы и Светлого не так уж и плоха. Ведомство Виктора Вахромеева составило для организации, обслуживающей трассу, такое техзадание, что деньги по этому документу выделяются только на грейдирование обочин. Что, собственно, и делается. А на многочисленные обращения жителей и глав МО пришел один ответ: «Денег нет».
«Прошел слух, что про нашу дорогу сказали, что она — третий сорт и даже обращать на нее внимание не будут, — рассказала местная жительница. — Как так? Мы находимся в 15 минутах езды от города!»
По словам Дениса Рябова, планы по ремонту этой дороги есть. Но претворение их в жизнь будет зависеть от объемов финансирования, которого нет. Кроме того, по словам представителя «Управтодора», чинить дорогу бессмысленно, пока по ней ездят нефтяники и подвозятся грузы для нужд муниципальных образований. Словно стройматериалы можно доставлять по воздуху.
«Главы муниципальных образований должны следить и фиксировать случаи проезда здесь груженых машин нефтяников, чтобы соответствующие службы реагировали, и не разрешать местным ездить здесь с превышением допустимой массы, — нравоучительно сказал Денис Рябов. — И, как я уже говорил, мы, конечно, можем починить эту дорогу, но тут сразу пойдет превышение скорости, многочисленные ДТП. Так всегда бывает».
Главы муниципалитетов от такого заявления просто потеряли дар речи. А Денис Рябов снисходительно сообщил последнюю новость: в свете выделенных Удмуртии денег от «Платона», возможно, появятся средства на ремонт дороги до Талицы и Светлого.
[ФОТОАЛЬБОМ]