Полная версия Мобильная версия

Под знаком «У». Опытный ижевский инструктор по вождению рассказал о том, кто управляет авто лучше

K 2998
J
Надежда Рысьева

Андрей Блинов, инструктор по вождению с двадцатилетним стажем из Ижевска, без труда может определить способности человека к вождению. Шутка ли, под его началом более тысячи человек благополучно сдали на права. О превратностях судьбы и особенностях национального вождения мы поговорили с ним, проехав по улицам столицы Удмуртии.

Фото ©«ДЕНЬ.org»— Проработать двадцать лет инструктором — не просто улицу перейти. Как вы пришли в профессию инструктора по вождению?

— В принципе, с детства у меня была предрасположенность к вождению автомобилей. После армии начал работать наладчиком на радиозаводе. Остался на 18 лет. В конце 90-х работы стало меньше, а на мизерную зарплату семью не прокормишь. Рядышком с радиозаводом была автошкола — фактически отделение ДОСААФ, туда и перешел. С год проработал инструктором по вождению мотоциклов, затем пересел на автомобиль. Думаю, моя сегодняшняя профессия — простое стечение обстоятельств. Было хобби, которое переросло в профессию. Мне нравится учить людей вождению, но вместе с тем я чувствую за них ответственность.

— Андрей Николаевич, почему вы выбрали обучение ПДД как стиль жизни?

Фото ©«ДЕНЬ.org»— Стиль жизни — никогда не думал о работе инструкторов в подобном ключе. Наверное, потому, что хочется, чтобы человек, ничего не понимающий в машинах, начал водить с нуля, понял суть машины и добивался поставленной цели. Инструкторам не сложно понять начинающего водить. Нам азы психологии и индивидуального подхода к человеку никто особо не разъясняет. Инструктор работает по схеме «кто во что горазд». Если этому «ремеслу» кто-то и хочет научиться, то приходится пробовать методом тыка уже на колесах, учиться, как это делают наши ученики. Но со временем мы начинаем определять способность к вождению почти с первого занятия.

— Бывает, что человек никак не может получить права?

— Если есть целеустремленность — дело за временем.

— То есть необучаемых нет?

— За мою двадцатилетнюю практику есть только один трудный и «долгий» человек на памяти. Его фамилия говорит сама за себя.

— Какая?

Фото ©«ДЕНЬ.org»— Незнамов (улыбается). Его страх перед вождением, непонимание основ и другие проблемы заставили меня попотеть. Но я так и не знаю, получил ли он права (сокрушенно разводит руками мой собеседник).

Легче, когда есть первоначальные навыки, но бывает, что человеку дано от Бога, тогда обучение идет как по маслу.

— Все ли трясутся перед экзаменами? И какие наставления вы им даете?

— На экзамене важнее всего настрой человека. Один мой ученик уже четвертый раз не может сдать на права. Садится за руль, со лба пот течет, руки дрожат. Он по жизни такой, видимо, особенность характера. Волнение полностью сковывает его разум, соответственно, действия. У нас и не такое бывает. Есть индивиды, сдающие минимум с раза пятнадцатого.

Иногда некоторые даже сходят свечку поставить (улыбается). Поднакачают себя верой, надеждой. Но чисто психологически на практике от этого мало толку. Я советую успокоиться, поверить в собственные силы — все знания уже закреплены в голове. Нужно просто сесть и поехать.

— Бывали ли неординарные случаи на экзамене?

Фото ©«ДЕНЬ.org»— Еще бы! Один ученик на экзамене аж рычаг коробки передач выдернул! Было это давно, работал еще с «лишенцами». Так называли людей, лишенных права управления автотранспортом на несколько лет. По истечении срока они пересдавали экзамен. Вот с одним из них мы и сдавали экзамен.

Долгое время человек, видимо, работал с серьезной техникой типа большого трактора. Ехали мы по Воткинскому шоссе, он вместо четвертой передачи включил передачу заднего хода да дернул. Я опомниться не успел. Дернул так жестко, что рычаг коробки передач просто повис в его руках. Это ж надо было умудриться! Оказалось, что он с непривычки просто перепутал движения руки (смеется). Пришлось уехать с экзамена, чтобы отремонтировать машину.

— Насколько мне известно, сейчас на обучение выделяется в два раза больше времени, чем несколько лет тому назад. Насколько быстро схватывают сегодняшние ученики азы вождения?

— Обучение вождению зависит от индивидуальных черт. Случай с Незнамовым как раз из этой оперы.
Раньше программа обучения составляла 32 часа, сейчас — 56. Количество часов увеличилось практически в два раза, хотя программа примерно та же. Но сегодня большинству и этого времени, увы, не хватает и приходится работать дополнительно. Да и сам народ изменился в плане того, что думать начал меньше. Раньше материал (за исключением Незнамова) улавливался людьми легче, работать было проще.

— В чем причина?

Фото ©«ДЕНЬ.org»— Думаю, причина очень проста — это научно-техническая революция. Раньше жизнь потяжелее была, проблемы приходилось разгребать, шевеля мозгами. А сейчас особо думать не приходится. К примеру, насчитать стоимость услуг можно тут же: достал телефон, включил калькулятор и он все выдал. И думать не надо! По сути, блага цивилизации сыграли злую шутку — последовательно человек стал ленивее. Образ жизни сказался и на вождении: подаваемый материал доходит дольше.

— А кто ваши нынешние ученики?

— Основная масса моих клиентов — девушки. Нет, не потому, что я предпочитаю их компанию мужчинам (смеется). Просто сейчас идут на права больше женщины. Многие учатся с нуля, но, видимо, надеются в перспективе приобрести автомобиль.

— По вашему мнению, лучше водят женщины или мужчины?

— Мужчина больше предрасположен к управлению автомобилем. Женщина, конечно, тоже может, но скорость реакции, особый склад мышления не такой, как у мужчин. Парковка вообще не женское дело. Приткнет носом машину — задняя часть торчит — «ой, ладно, не мешает» — и ушла.

— Говорят, что женщины спокойнее на дорогах…

— Может, и спокойнее. Но вы видели, как в последнее время гоняют девушки на крутых тачках? Я не располагаю статистикой, но мне кажется, что аварийность 50 на 50.

— Часто ли водители огрызаются на учебные машины?

— Да, мы же мешаемся под колесами. Совершенно не понимаю людей, нецензурно бранящихся на учеников через окно авто. Видимо, забыли, что когда-то также начинали. Поездил человек пару годиков и думает, что он ас, остальные — так, мусор.

— С культурой на местных дорогах совсем плохо?

— На дворе XXI век, а культуры все так же мало, как и в прошлом. Но есть такие, кто ведет себя воспитанно. Дадут перестроиться, притормозят, подождут немного. В плане пешеходов народ стал добрее, пропускают. Раньше серьезно игнорировали. Кстати, я за прикрепление на верхней одежде светоотражающих наклеек: ночью человека даже на освещенном участке дороги сложнее заметить. Потому можно не успеть отреагировать вовремя. Так что берегите жизнь!

 


Читайте также


comments powered by HyperComments