На сцене Удмуртской государственной филармонии впервые выступил столичный певец Владислав Косарев. Вместе с оркестром «Золотая мелодия» проникновенный баритон исполнил программу романсов, русских народных и советских песен «Услышь меня, хорошая…». Послушав московского гостя со сцены, обозреватель «ДЕНЬ.org» пришел послушать его и за кулисами.
Музыка без саморазрушения
— Какие песни звучали в вашем родительском доме? — с нехитрого вроде бы, но точного индикаторного интереса к певцу стартовал наш разговор.
— О-о-о! — протянул Владислав Косарев. — Самые разнообразные! В музыкальной школе в родном Смоленске мои педагоги закладывали всем ученикам высокую планку, прививая любовь к классике, а дома у нас всегда звучали Юрий Гуляев, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Валерий Ободзинский, Георг Отс, Анна Герман. Если говорить о зарубежных исполнителях, то я слушал Элвиса Пресли, Тома Джонса и Фрэнка Синатру. Прекрасно помню, как в 80-х годах в новогоднюю ночь, а точнее почти под утро, мои родители с интересом смотрели и слушали телепрограмму «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Причем папа постоянно записывал эти концерты на старый «бобинник» (катушечный магнитофон. — Прим. авт.). Так что рос я на этой популярной, но очень качественной музыке. А вот станет ли классикой то, что звучит сейчас из телевизионных приемников? Не уверен, но буду рад ошибиться.
— А я вот буду не рад, если вы не ошибетесь! — с улыбкой ответил на ироничную реплику певца репортер «ДЕНЬ.org». — Знаете почему?
— Знаю! Потому что большинство героев нынешних песен представляют собой, как бы аккуратней выразиться для интервью, персонажей далеко не «первой свежести». Раньше и песни были другими, и, что самое важное, герои песен тоже были другими. Они были монтажниками-высотниками, геологами, летчиками, космонавтами и т. д. Другими словами, хорошими, честными людьми…
— ...которые не забывали влюбляться. Взять хотя бы лирические песни «Что так сердце растревожено» Тихона Хренникова, «Платье» Александра Морозова или «Песню любви» Аркадия Островского… Перечислять можно бесконечно. И сейчас попсовики тоже поют о той же любви.
— Не скажите. Они зачастую поют не о любви. Этим словом они называют то, что несовместимо с ней, а иногда и вовсе путают любовь с похотью. Прекрасно понимаю, что на пошловатых песенках можно заработать намного больше, но я принципиально не пою такие песни, потому что они разрушили бы меня как человека и заодно разрушили бы мою публику. Поэтому я очень рад, что нахожусь по другую сторону «баррикад». Тем более я не одинок. Нас много, и у нас есть свой зритель.
Два обязательных вопроса и ответа
Ежегодно летом во время короткой передышки от гастролей Владислав Косарев едет на родную Смоленщину, выходит на природу, чутко слушает ее и впитывает ее ароматы — полевых цветов и трав.
— Наверное, из-за этого в вашем репертуаре и оказалась песня Евгения Птичкина и Татьяны Ульяновой «Травы луговые»? — журналист даже не мог подумать, что этот «проходной» вопрос вызовет столь искреннюю эмоциональную реакцию у вокалиста.
— Вы первый, кто со мной заговорил об этой дивной песне! — воскликнул баритон. — Когда я услышал, как эту песню исполняла Людмила Зыкина, я был заворожен. Мы не представляем, сколько еще у нас есть таких «неизвестных», «неоткрытых», удивительных и проникновенных песен! И у меня нет ответа на вопрос, почему они не пошли в народ?! В песне «Травы луговые» очень непростой «второй план». Как меня учили мои педагоги, среди множества вопросов, на которые должен находить ответы певец, обязательно должны присутствовать два: «В каких обстоятельствах поется эта песня?» и «Кто герой этой песни?» Ответив на них, ты сделаешь первый шаг на пути к правде. Эта песня стала для меня таким же откровением, как и чудесная песня Александры Николаевны Пахмутовой «Бескорыстная душа» на стихи Марка Лисянского. Сегодня ее мало кто исполняет, хотя текст песни близок к духовному. Причем, если не знать, кто автор музыки, сложно поверить в то, что ее написала наша любимая и многогранная Александра Николаевна. Несколько лет назад мы пересеклись с ней на концерте в Саратове, посвященном юбилею полета Юрия Гагарина. Я пел несколько песен из цикла Пахмутовой «Обнимая небо крепкими руками», «Запевала звездных дорог», композитор сидела за роялем, а в кулисах стоял Николай Николаевич Добронравов. Стою на сцене, пою и не верю тому, что это происходит со мной. Не так давно я виделся и с Александром Сергеевичем Морозовым (автором известных песен «Платье», «В горнице», «Зорька алая», «В краю магнолий». — Прим. авт.) и тоже открыл для себя много новых его сочинений. Авторские, они стали народными песнями, и думаю, что их «народность» становится самой большой наградой для композитора.
— Владислав, а ведь мы забыли договорить о полевых ароматах. Что чувствуете и что слышите на лугах?
— Простите за аналогию, но если летом я не заряжаю свои «внутренние батареи» солнечной энергией, если не подпитываюсь от родной земли и не набираюсь свежих художественных впечатлений, если не похожу босиком, если не поброжу по лугам, если не пособираю зверобой, тысячелистник, таволгу вязолистную, то в концертный сезон меня хватит едва ли не до декабря.
ПС — лучшая советская двухколесная техника
Тонкую чувствительность к живой природе у Владислава Косарева не «придавила» его страсть к… «железным коням» — к мотоциклам. Причем именно к ижевским.
— У моего деда-фронтовика первым мотоциклом был знаменитый «Иж-49», а потом он купил себе «Минск», — певец приступил к откровению и потер руки. — Что касается меня, то я гонял и на дедовском «Минске», и на «Восходе-3М», на обеих ижевских «четвертках» — «Планете» и «Юпитере». Но моей мечтой всегда оставался ПС — «Иж Планета Спорт»! Тот, что комплектовали японскими карбюраторами и светотехникой. Вот это был мотоцикл! На мой взгляд, лучший из всех советских мотоциклов! Ой, какую тему мы затронули! А сейчас-то в Ижевске что-нибудь еще собирают?
— Скоро почти десять лет исполнится, как все погибло.
— Это очень обидно! Ну как можно было профукать такую славную историю! А ведь в 90-х годах «Ижмаш» покупал у японцев лицензионный четырехтактный двигатель, вилку, литые колеса… Еще бы чуть-чуть, и нынче ижевский мотоцикл мог бы конкурировать со всеми «китайцами»! Жаль! Тем не менее вы же видите, что у меня до сих пор «руки чешутся» до ижевских мотоциклов. В любом случае в будущем я хочу приобрести ПС исключительно в «японской» комплектации. Ну а пока же ближе к лету я собираюсь купить новый мотоцикл и «защиту» — панцирь, «моточерепаху». Мама меня предупреждает: «Только не сильно мощный покупай». Придется послушаться, и поэтому подберу какого-нибудь «японца» на 125 «кубиков», чтобы дочку учить ездить, а потом обязательно в моем гараже появится «Иж Планета Спорт»!
Концерт для живых и… бессмертных
Смоленщина давно стала западным форпостом России, и, может быть, потому песни военной поры несут для Владислава Косарева особый смысл.
— Эти песни я услышал от своего деда, который закончил войну в Чехословакии и потом еще долго воевал с бандеровцами на Западной Украине. Он был молчаливым мужиком, но иногда, посмотрев очередной выпуск теленовостей, понимая, что страна разваливается, вздыхал себе под нос и говорил: «За что мы воевали?» После этого он выходил на веранду, брал баян и играл свои любимые песни. Самым первым у него был «День Победы», а затем он играл «Землянку», «Эх, дороги!», «Смуглянку», «На солнечной поляночке»… Он же работал учителем музыки и баян считал самым русским инструментом с богатыми возможностями. У меня мурашки по коже до сих пор бегут, когда я вспоминаю его песни, как и свой прошлогодний концерт в Ростове-на-Дону накануне 9 Мая. После акции «Бессмертный полк» люди пришли на концерт с портретами своих родственников-фронтовиков, и на меня из зала смотрели не только живые, но и те, кто обессмертил и навсегда возвысил свое имя. Моих слушателей было в два раза больше, и это было ни с чем не сравнимое ощущение... Буквально до потери сознания. Выходя на сцену, я не позволяю себе врать и всегда стараюсь отработать по максимуму. А в тот день я испытал нечто — в глазах моих слушателей я видел невиданную концентрацию правды, и павшие бойцы были для меня как ангелы. И я пел не мертвым, а тем, кто стал живее всех живущих, я пел, глядя в глаза героям своих песен…