Контраст для душ. Академическая хоровая капелла Удмуртии лишена ненужного академического пафоса

Александр Поскребышев

Один из двух абонементных циклов сезона Академическая хоровая капелла Удмуртии завершила программой «Гармония диссонансов». Послушав хоровые сочинения Щедрина, Свиридова, Фалика, Кобекина, Сидельникова и Юрия Толкача на стихи Пушкина, Блока, Набокова, Ахматовой и Твардовского, обозреватель «ДЕНЬ.org» пришел к аккордному выводу. Филармонический коллектив под управлением Андрея Елисеева находится в прекрасной творческой форме, заслуживает срочного продвижения в российские музыкальные «верха» и в обязательном порядке должен повторить свой недавний концерт для широкой аудитории.

Точности жестовой работы Андрея Елисеева за пультом может позавидовать любой мастер единоборств. Фото: Александр ПоскребышевИрония «положений» и смех над собой

Необходимость «обязательного повторения» этой программы диктуют актуальные умения капеллы. Сегодня «елисеевцы», явно переросшие провинциальные подмостки, способны не просто «петь номер за номером».

Они умеют создавать в сюжетный драматургический спектакль режиссерские идеи с контрастным амплитудным подбором музыки и поэзии. Наконец, они умеют быть очень разными — в их сценических образах не две застывшие гипсовые маски из античного театра, а вся длинная «линейка» человеческих эмоций и их «продуктов».

В программе «Гармония диссонансов» прозвучал хор Юрия Толкача «Чудо отрадное», при этом композитор еще и вел концерт. Фото: Александр ПоскребышевПри этом представляя публике своевременный повод для рефлексий («Осень» Блока из хора «Песни безвременья» Свиридова, хор Фалика «Иванова ива» на стихи Арсения Тарковского), коллектив Елисеева не забывает о том, что он — коллектив и его художественный руководитель — обладают даром тонкой иронии.

Когда опять же на волнах контрастов они могут посмеяться не только над «чужим глупым положением», но и над собой (Маленькая кантата из «деревенской прозы» Щедрина — из оперы «Не только любовь»).

В этих качельных амплитудах видно и слышно, что Академическая хоровая капелла Удмуртии может очень многое и при этом она полностью лишена излишнего академического пафоса.

«Другой» дирижер для свободного общества

— Если честно, то сегодня я не рассчитывал больше чем на сотню человек в зале, — художественный руководитель и главный дирижер капеллы Андрей Елисеев принялся объяснять объективное обилие пустых кресел в зале филармонии. — Представьте среднестатистического бюджетного слушателя в Ижевске или в республике — на его месте я бы сейчас экономил деньги, чтобы приобрести билеты на стартовавший 60-й фестиваль искусств «На родине Чайковского». Ходить в этот момент на концерты местных коллективов осмелится далеко не каждый человек. С другой стороны, конечно, нам очень грустно, что наши старания нередко остаются незамеченными.

Тем не менее маэстро Елисеев не склонен впадать в уныние. Вспоминая собственное карьерное минувшее, он признается, что прежде ему частенько пеняли на то, что его подопечные вдруг «заиграли о вечном и грустном».

— Нам бы что-нибудь повеселей! — примитивно рассуждали оппоненты дирижера, намекая и довлея, что касса после «серьезных» концертов грозит «уйти в серьезный минус». — По-твоему, зритель, пришедший в зал, должен еще и думать?! Он должен тупо развлекаться, а нам надо на этом зарабатывать «бабки»!

Артисты капеллы наглядно продемонстировали способность быть серьезными и тонкое чувство юмора. Фото: Александр Поскребышев— И, слава Богу, что придя в капеллу, у меня появилась возможность «стать другим», потому что в нашем свободном обществе есть много людей, для которых мы хотим работать, — без всякого сарказма говорит Андрей Александрович. — И здесь надо сказать слова благодарности Алексею Фомину (директору Удмуртской государственной филармонии. — Прим. авт.), который в своей карьере тоже испытывал «давление извне», когда его заставляли «вытравливать» из творчества серьезную академическую линию. А сейчас у нас созданы условия для развития этой линии, и поэтому наша капелла продолжит не только развлекать, но и заставлять слушателей задуматься о душе. Перешагнув в своей жизни через пятидесятилетний рубеж, могу сказать: «Четверть века я бился головой о стенку, и только недавно Господь ниспослал мне творческую радость». Теперь-то я четко понимаю, что счастье не может приходить к человеку быстро…

Композиторы не стадного начала

Программа «Гармония диссонансов» как раз была из той серии, где впечатления «толкали» на размышления. В ее плейлисте были представлены исключительно композиторы, у которых отсутствует «стадное начало».

— Взять хотя бы нашего уважаемого Юрия Львовича Толкача, необычность которого и стремление «объять разные музыкальные миры» поддержал и высоко оценил Родион Константинович Щедрин. Вы нарочито собрали воедино тех, кто писал и пишет «наособицу»? — продолжая «терзать» дирижера, пространно высказался наш журналист.

Фото: Александр Поскребышев— Нет, — как-то очень спокойно не согласился импульсивный худрук. — Просто когда-то я учился в консерватории, вспомнил, чему нас учили, и взял в концерт произведения, «привычные» по характеру для меня тогдашнего. В филармониях Москвы, Екатеринбурга или Новосибирска эта музыка всегда звучала, и публика давно привыкла к тому, что в ней нет ни сложностей, ни «концептуальности», ни диссонирующих звуков. Для них эта музыка из разряда «нечто нормального».

— А что вы можете сказать о поэтическом контексте концерта?

— Пушкин и Блок для меня самые-самые, — кладя руку на сердце, дирижер назвал своих поэтических путеводителей. — Но, повторю, я концепт программы специально не выстраивал. Только драматургию, исходя из темпа и длительности сочинений: быстро-медленно, длинно-коротко, а также из той музыки, к которой привык.

— Какие уж тут тогда диссонансы, — усмехнулся репортер.

— Здесь надо понять одно: то, что раньше слышалось диссонирующими звуками, нынче стало консонансами, — отреагировал дирижер.

Художественный руководитель и главный дирижер никогда не скупится на заслуженные похвалы в адрес своих подопечных. Фото: Александр Поскребышев— Петр Ильич Чайковский как-то высказался, что «если бы в музыке не было диссонансов, то она была бы пригодна лишь для воплощения райского блаженства». Все дело в чувстве меры, — включился в разговор Юрий Толкач, который делал конферанс концерта. — К примеру, напряженный музыкальный язык отличал композиторов Новой венской школы — Шёнберга, Веберна или Берга. Но если слушатель обладает нормальным слухом, то он поймет, что для них этот язык был органичен и «все звуки там на своем месте». А вот когда начинается дурное подражание Шёнбергу, то это совсем другая история.

— «С каждым новым поколением ухо человека утончается и приобретает возможность воспринимать более сложные звуковые колебания», — обозреватель «ДЕНЬ.org», как ему показалось, уместно процитировал Сергея Прокофьева.

— Вопрос в том, что будет консонансом завтра? Ответа на него я пока не знаю, — не скрывал Андрей Елисеев. — Как мне кажется, сегодня в музыке можно всё, кроме хамства и безобразий. И благо, что есть много композиторов, которых можно и нужно потихоньку вводить в программы и начинать исполнять, — это Батин, Королев, Аркадьев, тот же Кобекин и др. «Привыкнув» по-хорошему к Свиридову, Фалику и Щедрину, публика привыкнет и к «новым» композиторам.

Традиционный концерт без «блескучих деталюшек»

— Исполняя этих «новых», к чему вы стремитесь?

— К традиционализму, академизму и аскетизму. Под аскетизмом имеется в виду традиционный хоровой концерт без внешних «отвлекающих» деталей. Мне хочется, чтобы не было ничего лишнего, без «рождественских елочек и ангелочков»: «Разве мы уже ничего не стоим без этих поблескивающих „помощников“?» Мне хочется, чтобы люди «просто» приходили слушать хорошую хоровую музыку!

Юбилейный, 60-й фестиваль искусств «На родине Чайковского» открыл сольный концерт Дениса Мацуева в Воткинске. Пианист исполнил программу из сочинений Петра Ильича, Рахманинова, Прокофьева, Скрябина и сделал в своей карьере мировую премьеру Семнадцатой сонаты Tempest Бетховена... Читать далее...— В таком случае ответьте, почему одни композиторы сторонились писать для хора, а Свиридов или Щедрин, наоборот, не мыслили своего творчества без хоровой музыки?

— Ни один по-настоящему серьезный композитор хоровую музыку стороной не обходил. Другое дело, что инструментальная музыка более популярна и начинающие авторы порой побаиваются и не хотят «связываться с хором»: «Что мне с ним копаться?! Уж лучше я начну с инструменталочки». В подобном отношении проглядывается странная «хитрость», потому что, начиная с Баха и Моцарта, хоровая музыка стала едва ли не базовой. Мы это знаем и потому ничего не боимся исполнять!

Кстати сказать, в следующем сезоне Академическая хоровая капелла Удмуртии представит в афише музыку Моцарта, Пуленка, неизменного Свиридова и две части из трилогии в знаменитой сценической кантате Карла Орфа — Carmina Burana и Catulli Carmina.