Юбилейный, 60-й фестиваль искусств «На родине Чайковского» открыл сольный концерт Дениса Мацуева в Воткинске. Пианист исполнил программу из сочинений Петра Ильича, Рахманинова, Прокофьева, Скрябина и сделал в своей карьере мировую премьеру Семнадцатой сонаты Tempest Бетховена. «Этого мгновенья в жизни я никогда не забуду!» — воскликнул маэстро.
Сумасшедший рейтинг «Синей птицы»
Премьерное исполнение одной из самых знаменитых бетховенских сонат Tempest («Буря») Денис Мацуев предварил вручением в музее-усадьбе Чайковского именных стипендий благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой.
Г-н Мацуев является руководителем этого фонда, и закономерно, что именно он вручил эти стипендии трем юным ижевским пианистам — Кириллу Храмову, Андрею Шашкину и Анастасии Ивановой.
В своеобразной селекции музыкальных талантов Денис Мацуев и педагоги Московской консерватории нередко десантируются в российской глубинке, где проводят мастер-классы, по итогам которых либо вручают стипендии фонда, либо «берут детей на карандаш».
— Принимая новеньких в свою семью, мы разжигаем огонь символического семейного очага и делаем объединенный концерт с дарованиями, — в одном предложении Денис Мацуев представил алгоритм работы педагогов «в поле». — Стипендии вручаются настоящим «искоркам», кого мы будем рады пригласить в летнюю творческую школу фонда в Суздале, на наши концерты, конкурсы. Мы будем следить за их развитием и будем на связи с их родителями и педагогами.
В финале небольшого концерта стипендиатов выступили победители первого телевизионного конкурса «Синяя птица» — баянист Ростислав Мудрицкий, саксофонистка Софья Тюрина и барабанщица Екатерина Филимонова.
— Начиная этот телепроект, я не подозревал, насколько наша страна богата талантами, — признавался маэстро Мацуев. — Если в классике я прекрасно знаю реальную картину, то на «Синей птице» можно было увидеть уникальное созвездие чтецов, цирковых артистов и подвижников народного творчества. Причем каждого ребенка, выходившего на сцену, можно был назвать выдающимся явлением. Думаю, что «Синяя птица» стала прорывом на российском телевидении и знаком того, что люди хотят видеть на голубых экранах не бесконечные шоу, а позитивные истории на правильном нравственном уровне. Подтверждением этому стали сумасшедшие рейтинги этого конкурса…
Физическое отсутствие мэтров по баяну
По словам Дениса Мацуева, все финалисты «Синей птицы» прекрасно осознают, что триумф на телевидении не означает прекращения работы в учебных классах.
Но здесь возникает одна очень серьезная проблема. Если педагогов высокого уровня по фортепиано или струнным инструментам можно найти в России или за рубежом (как это сделала Ася Корепанова, которая нашла учителя, Сантьяго Родригеса, в Высшей школе музыки в Майами), то отыскать современного мэтра, к примеру, для того же Ростислава Мудрицкого невозможно!
Потому что их нет ФИЗИЧЕСКИ. И как в этой патовой ситуации расти Ростиславу дальше? Тут не поможет даже авторитет г-на Мацуева. А ведь, казалось бы, Слава играет на самом что ни на есть популярном народном инструменте.
— Ну нет сейчас педагогов по баяну высокой квалификации ни у нас в стране, ни за границей, — разводя руками, констатировал актуальное состояние «дел в отрасли» отец баяниста.
Самое гениальное и магическое место на Земле
Мимолетный формат встреч Дениса Мацуева с перспективной сменой и прессой не предусматривал прикосновения к проблемной тематике. Тем не менее пианист высказался по поводу опасности преждевременного выхода детей на большую сцену.
— Прокофьев скептически относился к этому: «Вундеркиндов портят ранние выступления на эстраде, потому что многие из них прекращают развивать свой дар», — обозреватель «ДЕНЬ.org» процитировал величайшего композитора.
— Соглашусь с Прокофьевым даже в том, что уже в слове «вундеркинд» есть опасность, — отозвался г-н Мацуев. — Мы можем вспомнить множество ситуаций, когда маленькие «искорки», достигая юного возраста, по разным причинам «исчезали». Но, по-моему, если у ребенка заметен большой талант, он должен быть на сцене. Это приучает его «жить» на этом самом гениальном и магическом месте на Земле для любого артиста и музыканта. Это место называется сцена! Выходя на нее, дети учатся общению с публикой, чувству сцены через концертную ауру и ее энергетику. При этом количество концертов не должно входить в жесточайший ритм. Мы предупреждаем, что сотня концертов в год не даст возможности думать о будущем и о музыке. А вот если развиваться, то в зрелом возрасте эти 100 концертов обязательно придут. Поэтому в поступательном движении в развитии надо уметь грамотно направлять детей, находя золотую середину. В нашем фонде «Новые имена» мы занимаемся в том числе и этим. Повторю, что, организуя постоянный диалог с детьми, родителями и их педагогами, у нас в основном получается это делать, ибо у педагогов фонда есть «вакцина» против наступления «звездной болезни». Не случайно, что большинство из тех, кто вошел в нашу семью, обычно идут дальше.
И все же Денис Мацуев не забывает апеллировать к тому, что точной даты в обретении мастерства не существует и каждый талант приходил к собственному гению в «своем» возрасте.
— Кульминации в концертной жизни Горовица или Рубинштейна наступали в 80-летнем возрасте, а лучшим периодом у Оскара Питерсона, на мой взгляд, стали концерты, исполненные им в 50-летнем возрасте. А бывает и так, что «все звезды сходятся» гораздо раньше, — заметил пианист.
«Лучшие слова — это музыка»
— А в каком возрасте вы сами ощутили осознанное отношение к занятиям музыкой? — поинтересовалась у пианиста одна из корреспонденток.
— Говорить о себе я не люблю, потому что никогда не бываю удовлетворенным от своих выступлений или записей, — непритворно поморщился Денис Мацуев. — Поэтому я продолжаю учиться каждый день. Причем учусь не только у тех, кому давно доверяю, — отца или Сергея Леонидовича Доренского, но и у своих юных коллег. Когда я слышу, насколько талантливо они играют, то меня это заводит и я со страшной силой бегу к инструменту заниматься. Сегодня у нас в России подрастает фантастическое поколение, прежде которого еще не было. Они живут в совершенно ином, чем мы, темпо-ритме, у них быстрая реакция на все, что не мешает их нормальному в нашем понимании детству. Они успевают играть в футбол и хоккей, ходят в театр и кино, читают книги, владеют иностранными языками, компьютерными технологиями, у них железная выдержка, умение не показать свое сценическое волнение, тончайшее чувство юмора и адекватное отношение к происходящему. А еще они свободны в жизни и на сцене. Как настоящие артисты, на сцене они играют лучше, чем на репетиции. Да что говорить?! Лучшие слова — это музыка, которая скажет за нас все сама!
Звонок несостоявшемуся другу
В этом откровении не было рисовки и пафоса, что подтвердил забавный эпизод, завершивший брифинг для журналистов. В этом экспромте Денис Мацуев показал свое умение импровизировать «на ходу».
В батарее диктофонов, разложенных перед музыкантом, попадались и смартфоны. Когда один из них начал вибрировать, пианист с улыбкой сообщил:
— Кому-то кто-то звонит…
— …давайте я сброшу звонок, — сказал хозяин трубки.
— Давайте я сам сброшу, — предложил маэстро, но не сбросил, а «снял» входящий звонок: — Алло, это Денис Мацуев, а я с кем говорю?
На «другом конце провода» достаточно долго «думали», что «этот Денис Мацуев» неудачно пошутил, и в недоумение прервали разговор, который мог стать запоминающимся.
В предвкушении незабываемого
В сольном концерте в Воткинске Денис Мацуев провел интересную программную линию от двух сонат Бетховена к Седьмой сонате Прокофьева. Это произведение из «Военной триады сонат» (любопытно, что за прошедший месяц поклонники классической музыки в Удмуртии дважды услышали Седьмую — сначала в исполнении Евгения Михайлова, а затем исполненную Денисом Мацуевым) Прокофьев начал писать после того, как заново открыл для себя бетховенское творчество.
Теперь же «под влияние Бетховена угодил» и маэстро Мацуев.
— Впервые в своей жизни я буду исполнять Семнадцатую сонату и сделаю это в Воткинске, куда приезжаю с огромным удовольствием, — сказал пианист. — Я просто предвкушаю эти мгновенья, которые никогда не забуду!