Проезда нет. Так ли на самом деле беден крупнейший перевозчик региона «Удмуртавтотранс»?

Жанна Ситникова

В определенных кругах снова витают мысли о том, чтобы вернуть в собственность Удмуртии одно из последних приобретений миллиардера Виктора Хорошавцева — «Удмуртавтотранс». Крупнейший в регионе перевозчик вновь заявляет о своей убыточности и отказывается работать на маршрутах, не сулящих прибыль. Однако врио Бречалов неспроста поставил под сомнение «бедственное положение» предприятия. Скорее всего, перевозчик уже отказался от всех проблемных маршрутов и даже имеет законные основания отказывать людям в льготах.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

На заседание фракции КПРФ в Госсовете, где обсуждался вопрос пассажирских перевозок в Удмуртии, специально приехала жительница Глазова, чтобы напрямую спросить у и. о. руководителя Миндортранса Алексея Горбачева, в каких случаях «Удмуртавтотранс» может отказать пассажирам в льготах. Выяснилось, что глазовчанка, как федеральная льготница, имеет единый социальный проездной, по которому может ездить на свой приусадебный участок бесплатно круглый год. Однако в автобусах крупнейшего перевозчика Удмуртии ей отказывают — мол, бесплатно только в дачный сезон. Алексей Горбачев заверил — так быть не должно.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Этот пример наглядно показывает, как в «Удмуртавтотрансе» относятся к льготникам, из-за которых, как неоднократно заявляло руководство предприятия, перевозчик терпит убытки.

Для справки: сейчас в Удмуртии пассажирскими перевозками занимаются 52 компании. Самые крупные — «Удмуртавтотранс» и ИПОПАТ. Известно, что 100%-ным собственником ОАО «Удмуртавтотранс» является ООО «Региональная транспортная компания». Оно же владеет 100% акций другого крупного автоперевозчика Удмуртии — ОАО «ИПОПАТ» и крупнейшего оператора автостанций — АО «Автовокзалы Удмуртии». Единственным собственником ООО «Региональная транспортная компания» является известный в Удмуртии предприниматель Виктор Хорошавцев.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

В Миндортрансе согласны — вопрос компенсации перевозки льготников требует серьезной доработки. Только правом на бесплатный проезд сейчас обладают 270 тысяч жителей республики. По словам и. о. главы Миндортранса, чтобы в полной мере компенсировать их перевозку, нужно 750 млн рублей. Однако по существующим сегодня расчетам заложено 500 млн, а есть только 245 млн рублей.

Очевидно, педалируя такой расклад, «Удмуртавтотранс» уже отказался от маршрутов в четырех районах (Увинский, Сюмсинский, Селтинский, Вавожский), где пассажиров и так мало, да еще и почти все они — льготники.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Раньше компенсации перевозчикам напрямую раздавал Миндортранс. Теперь же ведомство перечисляет деньги муниципальным образованиям, которые в свою очередь переводят суммы на счета транспортников. А маршруты сейчас делятся на регулируемые, с обязательной перевозкой льготников и контролем Миндортранса, и нерегулируемые, где перевозчик сам себе хозяин.

И если раньше предприятию предлагался так называемый пакет, в который входили как убыточные, так и прибыльные маршруты, то теперь каждый маршрут — это отдельный договор. Нетрудно догадаться, где именно предпочитают работать перевозчики. И как выяснилось, такие рейсы способны окупить как прибыльные, так и проблемные маршруты. По словам Алексея Горбачева, если бы, к примеру, ИПОПАТ перестал возить в Ижевске льготников, стоимость проезда снизилась бы с 20 до 18 рублей. Получается, что обычные пассажиры платят за льготных. Кроме того, перевозку льготников компенсирует еще и бюджет. Выходит, что на маршрутах, где пассажиропоток гарантирован, нет повода говорить об убытках.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Такой же гарантированный пассажиропоток есть на многих межмуниципальных маршрутах, достаточно понаблюдать за посадкой пассажиров на Южной автостанции. Оттуда по Сарапульскому тракту в такие населенные пункты, как Бураново, Малая Пурга, Бобья-Уча, Бабино и другие, автобусы отправляются чуть ли не каждый час. И почти всегда в них много пассажиров. В дачный сезон автобусы бывают «забиты под завязку»: на многие рейсы люди приходят заранее и встают в очередь, чтобы попасть в транспорт. Изрядная доля этих пассажиров оплачивают полную стоимость проезда, в которую, если судить по ситуации в Ижевске, уже частично заложена перевозка льготников.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Простейшие математические вычисления бросают тень сомнения на «бедственное положение» крупнейшего и имеющего наиболее выгодные маршруты перевозчика, о чем и заявил на встрече с бизнес-сообществом врио главы Александр Бречалов.

«У меня никак не бьется экономика с их („Удмуртавтотранса“. — Прим. ред.) бедственным положением на льготных маршрутах. У меня есть вопрос к руководству и собственно к учредителям — бенефициарам. Я, может, где-то ошибаюсь — мы там посмотрим. Но на примере Глазова — я поговорил, сам рассчитал маршрут до СНТ „Металлист“ и дальше. Я этому главе говорю: „Для чего тебе этот „Удмуртавтотранс“? Вводи своих перевозчиков“. Там маржа 100 с лишним процентов, а упаковано оно вот в такую историю, что льготников очень много, субсидии нужны, надо покрывать расходы», — сказал Александр Бречалов.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Известно, что в ближайшее время должна состояться встреча Александра Бречалова с Виктором Хорошавцевым, где и планируется обсудить вопрос убыточности «Удмуртавтотранса».

Однако на заседании фракции Госсовета прозвучала мысль, к которой в Удмуртии возвращаются все чаще и чаще: не проще ли вернуть пассажирские перевозки в собственность Удмуртии? Да, предприятия будут планово-убыточными, хотя, исходя из всего вышесказанного, с этим еще можно поспорить. Но, по крайней мере, в XXI веке жители деревень не будут отрезаны от мира из-за отсутствия автобуса, а льготникам не придется прорываться к главе Миндортранса, чтобы он подтвердил, что обладателей единого социального проездного перевозчик обязан возить бесплатно.