В определенных кругах снова витают мысли о том, чтобы вернуть в собственность Удмуртии одно из последних приобретений миллиардера Виктора Хорошавцева — «Удмуртавтотранс». Крупнейший в регионе перевозчик вновь заявляет о своей убыточности и отказывается работать на маршрутах, не сулящих прибыль. Однако врио Бречалов неспроста поставил под сомнение «бедственное положение» предприятия. Скорее всего, перевозчик уже отказался от всех проблемных маршрутов и даже имеет законные основания отказывать людям в льготах.
На заседание фракции КПРФ в Госсовете, где обсуждался вопрос пассажирских перевозок в Удмуртии, специально приехала жительница Глазова, чтобы напрямую спросить у и. о. руководителя Миндортранса Алексея Горбачева, в каких случаях «Удмуртавтотранс» может отказать пассажирам в льготах. Выяснилось, что глазовчанка, как федеральная льготница, имеет единый социальный проездной, по которому может ездить на свой приусадебный участок бесплатно круглый год. Однако в автобусах крупнейшего перевозчика Удмуртии ей отказывают — мол, бесплатно только в дачный сезон. Алексей Горбачев заверил — так быть не должно.
Этот пример наглядно показывает, как в «Удмуртавтотрансе» относятся к льготникам, из-за которых, как неоднократно заявляло руководство предприятия, перевозчик терпит убытки.
Для справки: сейчас в Удмуртии пассажирскими перевозками занимаются 52 компании. Самые крупные — «Удмуртавтотранс» и ИПОПАТ. Известно, что 100%-ным собственником ОАО «Удмуртавтотранс» является ООО «Региональная транспортная компания». Оно же владеет 100% акций другого крупного автоперевозчика Удмуртии — ОАО «ИПОПАТ» и крупнейшего оператора автостанций — АО «Автовокзалы Удмуртии». Единственным собственником ООО «Региональная транспортная компания» является известный в Удмуртии предприниматель Виктор Хорошавцев.
В Миндортрансе согласны — вопрос компенсации перевозки льготников требует серьезной доработки. Только правом на бесплатный проезд сейчас обладают 270 тысяч жителей республики. По словам и. о. главы Миндортранса, чтобы в полной мере компенсировать их перевозку, нужно 750 млн рублей. Однако по существующим сегодня расчетам заложено 500 млн, а есть только 245 млн рублей.
Очевидно, педалируя такой расклад, «Удмуртавтотранс» уже отказался от маршрутов в четырех районах (Увинский, Сюмсинский, Селтинский, Вавожский), где пассажиров и так мало, да еще и почти все они — льготники.
Раньше компенсации перевозчикам напрямую раздавал Миндортранс. Теперь же ведомство перечисляет деньги муниципальным образованиям, которые в свою очередь переводят суммы на счета транспортников. А маршруты сейчас делятся на регулируемые, с обязательной перевозкой льготников и контролем Миндортранса, и нерегулируемые, где перевозчик сам себе хозяин.
И если раньше предприятию предлагался так называемый пакет, в который входили как убыточные, так и прибыльные маршруты, то теперь каждый маршрут — это отдельный договор. Нетрудно догадаться, где именно предпочитают работать перевозчики. И как выяснилось, такие рейсы способны окупить как прибыльные, так и проблемные маршруты. По словам Алексея Горбачева, если бы, к примеру, ИПОПАТ перестал возить в Ижевске льготников, стоимость проезда снизилась бы с 20 до 18 рублей. Получается, что обычные пассажиры платят за льготных. Кроме того, перевозку льготников компенсирует еще и бюджет. Выходит, что на маршрутах, где пассажиропоток гарантирован, нет повода говорить об убытках.
Такой же гарантированный пассажиропоток есть на многих межмуниципальных маршрутах, достаточно понаблюдать за посадкой пассажиров на Южной автостанции. Оттуда по Сарапульскому тракту в такие населенные пункты, как Бураново, Малая Пурга, Бобья-Уча, Бабино и другие, автобусы отправляются чуть ли не каждый час. И почти всегда в них много пассажиров. В дачный сезон автобусы бывают «забиты под завязку»: на многие рейсы люди приходят заранее и встают в очередь, чтобы попасть в транспорт. Изрядная доля этих пассажиров оплачивают полную стоимость проезда, в которую, если судить по ситуации в Ижевске, уже частично заложена перевозка льготников.
Простейшие математические вычисления бросают тень сомнения на «бедственное положение» крупнейшего и имеющего наиболее выгодные маршруты перевозчика, о чем и заявил на встрече с бизнес-сообществом врио главы Александр Бречалов.
«У меня никак не бьется экономика с их („Удмуртавтотранса“. — Прим. ред.) бедственным положением на льготных маршрутах. У меня есть вопрос к руководству и собственно к учредителям — бенефициарам. Я, может, где-то ошибаюсь — мы там посмотрим. Но на примере Глазова — я поговорил, сам рассчитал маршрут до СНТ „Металлист“ и дальше. Я этому главе говорю: „Для чего тебе этот „Удмуртавтотранс“? Вводи своих перевозчиков“. Там маржа 100 с лишним процентов, а упаковано оно вот в такую историю, что льготников очень много, субсидии нужны, надо покрывать расходы», — сказал Александр Бречалов.
Известно, что в ближайшее время должна состояться встреча Александра Бречалова с Виктором Хорошавцевым, где и планируется обсудить вопрос убыточности «Удмуртавтотранса».
Однако на заседании фракции Госсовета прозвучала мысль, к которой в Удмуртии возвращаются все чаще и чаще: не проще ли вернуть пассажирские перевозки в собственность Удмуртии? Да, предприятия будут планово-убыточными, хотя, исходя из всего вышесказанного, с этим еще можно поспорить. Но, по крайней мере, в XXI веке жители деревень не будут отрезаны от мира из-за отсутствия автобуса, а льготникам не придется прорываться к главе Миндортранса, чтобы он подтвердил, что обладателей единого социального проездного перевозчик обязан возить бесплатно.