Декабрь 2015 года принципиально не тот, что в 2014-м. Прошлый Новый год мы встретили оглушенные девальвацией рубля, лихорадочно скупая неуспевшие подорожать товары. Сейчас ходят разговоры о новом падении нефтяных цен, но в общественном восприятии ползучая инфляция при сокращении спроса воспринимается тягостней, чем повторение нефтяного прыжка вниз. Удмуртия — как все, но есть и особенности, которые могут определить специфику нашего развития в новом году.
Удмуртия вместе со всей страной осознала в этом году, что нынешний кризис не похож на события конца 2008 года. Тогда нас тряхнуло и отпустило, а сейчас как будто втягивает в какую-то изнуряющую воронку. Попытаюсь выделить три главных фактора, определивших развитие ситуации в этом году, три риска, которые могут реализоваться в будущем году, и три события, ставшие наиболее заметными в 2015 году в нашем регионе.
Три фактора
Главным итогом года стало падение потребительского спроса и наших реальных располагаемых доходов. Статистика лукава, более или менее точно характеризует ситуацию падения оборота розничной торговли и общепита и последнее исследование ВЦИОМ, согласно которому число семей, которым не хватает или едва хватает средств на еду при невозможности, например, произвести минимальную смену гардероба, увеличилось в 2015 году с 22 до 39%. Чиновники вертят цифрами как хотят. Например, сравнивают текущий уровень цен с ситуацией в начале года, когда уже прошел первый постдевальвационный всплеск подорожания товаров.
Второй фактор, косвенно связанный с первым, — рост прибыли в промышленности Удмуртии. Ничего сверхъестественного не произошло: по данным Удмуртстата, прибыль предприятий республики с января по октябрь 2015 года превысила прибыль в аналогичном периоде прошлого года на 13,5%. Диспропорция состоит в том, что заводы подняли цены на свою продукцию при немного снизившемся физическом объеме отгрузок. Сделали они это со значительным опережением к росту издержек — отсюда и прибыль. Это очевидный плюс для республиканского бюджета. Кроме того, часть этой дополнительной прибыли предприятия все-таки пустили на развитие и модернизацию. По крайней мере, если судить по распределенным недавно на конкурсе налоговым льготам в бюджет УР, крупнейшие машиностроительные заводы Удмуртии все же вложились в модернизацию.
Третий фактор — критический размер госдолга Удмуртии, не позволяющий властям региона эффективно проводить программы софинансирования инвестиционных проектов, развивать инфраструктуру. Инвестор может прийти на территорию, где растет спрос, — у нас категорически не тот случай. Он может появиться, если государство вкладывается в нужную ему инфраструктуру, — сейчас в республике это тоже сделать затруднительно. Остается преимущество дешевой рабочей силы, но похвастаться таким ресурсом можем не только мы — есть регионы с такими же низкими издержками на труд, но имеющие лучшие логистические характеристики.
Три риска
Когда у власти возникают проблемы с доходами, связаны руки в плане нормотворчества, остается собственность. Основные риски будущего года связаны с ней, а точнее, с новомодной аббревиатурой ГЧП (государственно-частное партнерство). Первое узкое звено — коммунальные сети. Растет объем недофинансирования, платежи населения и предприятий не позволяют даже сохранить степень износа сетей на существующем уровне. Возникает выбор — или оставить коммуникации в муниципальной собственности, но существенно поднять тарифы, или полностью отдать их в ведение частника, связав его неким условным обязательством по обеспечению бесперебойной работы сетей. Цена обязательствам, не подкрепленным материальным интересом и не в полной мере закрепленным юридически, как известно, невелика. Прогнозный план приватизации муниципального имущества Ижевска на 2016 год, утвержденный Городской думой 17 декабря, не предусматривает другой приватизации, кроме продажи нежилых помещений и передачи кое-какого электросетевого хозяйства в уставный капитал «Ижевских электросетей», 100% акций которых в муниципальной собственности. Однако это всего лишь прогноз, посмотрим, как будет развиваться ситуация.
Второй риск того же рода, но уже из сферы здравоохранения. Трудно сказать, как изменится качество медицинских услуг, но то, что их цена будет расти, — это к гадалке не ходи. Поскольку возможности платежеспособного спроса невелики, бурного роста частной медицины ждать не приходится. Тем вероятнее переход медицинских услуг в премиальный сегмент, недоступный простому народу. Третий риск тоже связан с ним: главной возможностью сохранить производство стал фактор дешевой рабочей силы — отсюда высокая вероятность очередных потерь в правах трудящихся (сокращение отпусков, лишение соцпакетов, увеличение рабочего дня при сохранении заработка).
Три события
Оценивать происходившие в 2015 году в Удмуртии события по степени их влияния на экономическую ситуацию будет некорректно. Все они — пустяковые в сравнении с ростом цен и проблемами в коммунальной сфере. Поэтому попробуем дать оценку событиям в экономике по информационному шлейфу и частоте упоминания в чиновных кругах. Тогда тройку можно представить так: Дни Удмуртии в Москве, Международный форум Удмуртии и появление новых перспектив у «ИжАвто» с началом производства «Лады Весты». Сюда же отнесем и появление в республике новой медийной персоны — президента АвтоВАЗа Бу Инге Андерссона.
Думаю, что несильно погрешу против истины, назвав первые два пункта парадными мероприятиями, не принесшими сколько-нибудь серьезного успеха. Инвестиционного прорыва не случилось. В этом смысле показательна отставка под Новый год главы Агентства инвестиционного развития УР Антона Орлова и предшествовавшая ей резкая оценка Александром Соловьевым работы инвестиционного блока правительства.
Примерно та же ситуация и с презентацией республики в Совете Федерации. Была продемонстрирована поддержка, выразившаяся в рекомендациях правительству обратить внимание на регион-труженик, недостаточно вознаграждаемый за работу. Видимо, в Москве знают, что Удмуртия не просто труженик, а терпеливый и молчаливый. Это как скромный ученик, который не тянет руку, а отвечает, только когда его вызовут к доске. При одинаковой степени подготовки оценки у него будет ниже, чем у выскочки.
История с оживлением «ИжАвто» в целом оптимистична. Несмотря на то что надежды на российский рынок мало, есть шанс активно продвигать наши автомобили за рубежом. Бу Андерссон на встречах с прессой всячески уходил от ответов на вопросы о перспективах экспорта «Лады Весты», рассказывая лишь об успешном продвижении «Гранты» и «Лады 4х4». Сейчас уже известно, что «Весту» точно будут экспортировать. Сложнее с локализацией производства — по перспективам развертывания в Ижевске новых смежных производств по поставке деталей для автосборки пока полная тишина. Значит, масштабного синергетического эффекта от развития автопроизводства в Удмуртии не будет.
Так уж получилось, что плюсы, которые удалось рассмотреть в этом году, стали следствием каких-то существенных минусов — очевидных прорывных сигналов не было. Большинство экспертов и ньюсмейкеров связывают надежды на оздоровление с концом 2016-го и 2017 годом. Хочется надеяться, что они правы, по крайней мере, при условии сохранения существующих трендов, к этому времени в экономике поневоле придется предпринимать что-то радикальное.