Спустя почти два месяца с даты старта системы «Платон» я вновь посетил ижевский офис «РТ-Инвест». Поговорив с дальнобойщиками, убедился, что за это время приноровиться к системе мелким грузоперевозчикам не удалось. Закончились новогодние каникулы, и люди пришли к представителям «Платона» с массой всевозможных проблем, связанных с эксплуатацией системы. Многие из них можно было бы снять, раздав наконец-то специальные бортовые устройства для каждой машины, но устройств этих в ижевском офисе оператора «Платона» пока нет и когда появятся — неизвестно.
По данным, имеющимся в распоряжении «РТ-Инвест», в Удмуртии около 15 тысяч большегрузных автомобилей, попадающих под действие сбора. В ижевском офисе оператора системы нам сказали, что в прошлом году в республику поступило две партии бортовых устройств — в общей сложности около 1,5 тысячи штук, то есть 10% от необходимого количества. Все они были розданы. Ожидается следующая партия, только когда она придет и сколько там будет устройств, руководитель ижевского обособленного подразделения «РТ-Инвест» Елена Ломаева не знает.
Квесты с маршрутными картами
«Им выгодно катать нас маршрутными картами», — поделился один из посетителей офиса, и похоже, что он прав. Действительно, можно было подготовить и распределить необходимое количество бортовых устройств заранее. С ним все просто: устройство подключается к разъему прикуривателя и автоматически фиксирует маршрут для расчета платы. Нужно только, чтобы на лицевой счет была загружена достаточная сумма денег.
При отсутствии устройства нужно заблаговременно точно составить маршрут и зафиксировать его на сайте системы. Это более запутанный, но бесплатный для оператора способ. Стоимость одного аппарата составляет 6 822 рубля, то есть только для Удмуртии нужно было предварительно выложить около 100 млн рублей, чтобы закрыть вопрос с бортовыми устройствами. Понятное дело, что проще и дешевле сначала собрать с людей деньги, а потом постепенно штамповать электронику. Чем дольше тянуть, тем выгоднее — вот и вся логика.
Дальнобойщики рассказали, что при работе с маршрутными картами возникает масса проблем. Например, если заложить маршрут из Ижевска в Самару, компьютер выдает расстояние 1 100 км. При этом если использовать для прокладки маршрута любой из существующих интернет-сервисов, расстояние выйдет от 600 до 650 км. Дело в том, что сервис «Платона» старается прокладывать маршрут лишь по федеральным трассам. Оно и понятно — сбор взимается только с проезда по ним. Можно самостоятельно исправить маршрут, вводя промежуточные точки, но разработчикам можно было побороть жадность и предложить, например, несколько вариантов на выбор.
Есть и более вопиющий пример. Человек выезжает в рейс, например, из Глазова. Собирается получить маршрутную карту, но сайт «висит». Он звонит в техподдержку, и ему предлагают приехать в ижевский офис. Он скрипит зубами, но едет. В тот момент, когда я приехал в офис «РТ-Инвест», там как раз нашлись такие водители. Я обратился за комментарием к Елене Ломаевой, и она ответила, что с декабря появилась возможность оформлять маршрутную карту и вносить деньги на лицевой счет через терминалы QIWI.
Заглянул на сайт — там действительно упоминается, что можно воспользоваться терминалами самообслуживания. Я расспросил дальнобойщиков — те, кто «докопался» до этой фразы, поняли ее так, что речь идет о терминалах в офисе «Платона». Елена Ломаева разъяснила, что в терминал QIWI заложен даже более широкий сервис — он может принимать наличные, правда, за свои услуги взимает комиссию 4%. Обидно платить еще одному посреднику, но все же лучше, чем ехать из Глазова в Ижевск.
Могли хотя бы объявление повесить. Кстати, на сайте Федерального дорожного агентства выложен информационный буклет «Система Платон — 6 простых шагов». В ижевском офисе «Платона» его нет. Я спросил у сотрудниц, думал, что, может быть, просто не выложили. Оказалось, что буклетов вообще нет. Видимо, кто-то опять пожалел денег на хороший тираж.
Брошенные в неизвестности
Одно объявление на стене ижевского офиса все-таки висит — предупреждение о мошенниках, вымогающих деньги на дорогах. Эти люди под видом контролеров от «Платона» останавливают машины и вымогают взятки у водителей, не имеющих или неправильно оформивших маршрутные карты, обещая не выписывать штраф.
Представляете, что чувствует мелкий грузоперевозчик, ожидающий со дня на день квитанцию с круглой суммой накопленных штрафов? Многие считают, что штрафы пока копятся и квитанции не рассылаются специально, чтобы потом передать дело приставам и арестовать автомобиль. Недавно власти одумались и снизили сумму штрафа до 5 тысяч рублей за первое и 10 тысяч рублей за повторное нарушение. Вообразите, какие эмоции испытывали люди в ожидании совершенно запредельных первоначально объявленных сумм.
Там же в ижевском офисе я встретил и руководителя фракции КПРФ в Госсовете УР Владимира Чепкасова. На мой вопрос о том, в каком качестве он присутствует в офисе «Платона», Владимир Чепкасов ответил, что пришел посмотреть, что и как. КПРФ позиционирует себя в качестве организатора цивилизованного протеста против системы «Платон». «ДЕНЬ.org» публиковал материал о проведенном ими довольно бессмысленном митинге в Ижевске. Ощущение такое, что все хотят как-то использовать протест дальнобойщиков в своих целях, но никто не собирается им реально помогать. Отменять «Платон» никто уже не будет, но организованное конструктивное давление на власть могло бы значительно улучшить условия для грузоперевозчиков.
Власти продемонстрировали, что под давлением могут пойти на серьезные послабления. Видимо, они работают по принципу коммерческого торга — готовы на уступки, но до времени держат их в запасе. Иначе как ответить на целую серию возникающих вопросов: для чего нужно было первоначально вводить громадные штрафы? Если с апреля 2016 года планируется отказаться от авансирования платежей, то почему нельзя было сделать это сразу? Почему не совместили введение платежа с отменой транспортного налога для большегрузов, как собираются сделать сейчас?
Об этом можно было подумать заранее. Тогда я не увидел бы неприятную картину, когда, выходя из офиса «Платона», неудовлетворенный посетитель остановился на крыльце, смачно на него высморкался и только после этого спустился по ступеням, видимо, в обратный путь к пока еще своей фуре.