Полная версия Мобильная версия

Коллапс отложили на год? Удмуртия в последний раз использует возможность брать в долг

K 4651
J
Дмитрий Манылов

Вице-спикер Госсовета Удмуртии Софья Широбокова начала свою пресс-конференцию с того, что продемонстрировала журналистам 83-страничное заключение депутатской комиссии, которую она возглавляет, на проект бюджета республики будущего года, представленный правительством.

Фото: militariorg.ucoz.ruСумма дополнительных расходов, рекомендуемых депутатами к включению в бюджет, не стала интригой. Шесть миллиардов рублей, в которые суммировались около 200 предложений, рассмотренных на депутатских комиссиях и во фракциях, — это практически максимум того, что может сегодня позволить себе Удмуртия, не вступая в противоречие с положениями Бюджетного кодекса.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Бюджетный кодекс России ограничивает размер дефицита регионального бюджета 15 процентами от общего годового объема доходов без учета безвозмездных поступлений. В проекте, представленном правительством Удмуртии, эта величина равняется 49 440 млн рублей, то есть максимально возможный объем дефицита — 7 416 млн рублей. Проект уже был составлен с учетом дефицита в размере 1 792,6 млн рублей, так что резерв для дополнительных расходов — 5 623 млн. Правда, в свое время федералами была принята оговорка о том, что до начала 2017 года субъекты могут превышать это ограничение на сумму сальдо по бюджетным кредитам, но прибегать к этому уже не будут.

Капвложения, медицина и другие

Шестимиллиардное дополнительное предложение по бюджетным расходам, скорее всего, подвергнется небольшому секвестру, но основные его позиции Софья Широбокова обозначила уже сейчас. Главной интригой нынешнего бюджетного процесса была сумма ассигнований на капитальные вложения. Правительство вышло к парламентариям с неприемлемо низкой суммой 38 млн рублей.

«Мы знаем, что нужно будет снова строить 25 фельдшерско-акушерских пунктов, проводить софинансирование с Россией по возведению новых школ, — заявила Софья Широбокова. — Поэтому мы от имени президиума Государственного совета обращаемся к правительсту и главе Удмуртии, чтобы увеличить эту статью примерно на 2 млрд рублей, в том числе 300 млн рублей — на продолжение газификации республики. Темпы газификации хорошие, хотелось бы, чтобы они сохранились, тем более что работает программа софинансирования со стороны жителей, люди в эту программу поверили — нужно ее поддерживать».Скорая помощь для бюджета — в прямом и переносном смысле. Александр Соловьев свел доходы («Белкамнефть») с расходами (Минздрав). Фото: belkamneft.ru

Очевидно, что будут увеличены расходы и по здравоохранению, народному образованию, социальной политике, культуре, по линии МЧС и других федеральных структур — именно в таком порядке Софья Широбокова обозначила эти направления. Следующий этап — это обсуждение на совместном заседании президиумов Госсовета и правительства у главы Удмуртии, которое состоится уже на следующей неделе. По словам Софьи Широбоковой, к этому времени состоится первое чтение по федеральному бюджету (18 ноября), то есть уже будут известны объемы федеральной помощи регионам.

Сомнительные нововведения

Софья Широбокова отметила, что практически все предложения к проекту бюджета связаны с увеличением расходной части, дополнительных источников доходов найти не удалось. Напомню, что на одном из заседаний постоянных депутатских комиссий заместитель министра финансов Наталья Огнева развеяла надежды на то, что в 2017 году Удмуртия сможет рассчитывать на серьезные дополнительные поступления по налогу на прибыль, как это было в этом году, прежде всего от «Белкамнефти».

Возможностей для увеличения бюджетных доходов на 2017 год так и не нашли. Фото: пресс-служба Госсовета УР.Более того, неизвестно еще, чем обернется для Удмуртии решение об изъятии у регионов 1% поступлений по налогу на прибыль для перераспределения. Софья Широбокова оценивает возможные бюджетные потери от этой дополнительной федеральной консолидации в сумму 1–1,5 млрд рублей.

Удмуртия, конечно, может рассчитывать на то, что получит больше через перераспределение, но по этому поводу есть определенные опасения.

«Что нас настораживает в этой методике? — пояснила Софья Широбокова. — Нужен ежегодный прирост, если в этом году он есть, то не факт, что он сохранится в будущем».

В этом смысле разовая выплата «Белкамнефти» может сыграть в минус — с высокой базы 2016 года обеспечить рост поступлений по налогу на прибыль будет очень сложно. Кроме того, перераспределяя налог на прибыль, Минфин России может ограничить регион в предоставлении налоговых льгот, что тоже может негативно повлиять на стимулирование развития бизнеса.

В 2018 году увеличивать госдолг будет уже некуда. Фото: becuo.comНововведения по акцизам тоже вряд ли сулят рост поступлений. Федеральные власти предусмотрели, что в Удмуртии распределение акцизов на алкоголь крепостью более 9% в пропорции 80% региону, 20% федерации будет происходить лишь до достижения суммы 1 532,54 млн рублей. Дальше все будет зависеть не от объемов производства, а от количества потребляемой в регионе алкогольной продукции. Смотреть будут по розничным продажам, поэтому, например, решить вопрос с акцизами, стимулируя производство местных ликероводочных заводов для отправки на экспорт, уже не получится. Тем, кто захочет поддержать доходную часть бюджета, придется налегать на выпивку.

Печально, что ни о каких мерах по стимулированию роста поступлений по налогам на доходы физических лиц Софья Широбокова не упоминала, а ведь доля этого налога по сравнению с поступлениями по налогу на прибыль стремительно сократилась. Если не будет существенного роста фонда оплаты труда в республике, то о серьезном увеличении параметров бюджета придется забыть.

Это при том, что 2017 год, похоже, будет последним, когда правительство сможет потратить какие-то деньги сверх нормативных социальных обязательств за счет наращивания госдолга. Так же как и по размеру дефицита бюджета, показатель предельного размера долга в Удмуртии уперся в предельный норматив, установленный Бюджетным кодексом России.

Он не должен превышать годовой объем собственных доходов. На 2017 год этот объем равен 49 440,3 млн рублей, а госдолг на 1 ноября 2016 г. — 48 977,2 млн рублей. Кстати, до начала 2018 года там тоже действует исключение для бюджетных кредитов, но в любом случае в 2018 году при отсутствии существенного прогресса по поступлению собственных доходов решать расходные проблемы за счет госдолга уже не получится.


Читайте также