Порывы на теплотрассах, массовые затопления подвалов жилых домов кипятком — именно так начался год для нескольких домов в Ижевске. Потому центрами вселенной жильцов стали обогреватели и даже газовые плиты. В новогодние праздники дома на ул. Барышникова, 13, Сабурова, 69 и 71, 10 лет Октября, 24 остались без тепла.
В новогоднюю ночь под поздравления региональных и федеральной власти по всей стране вспыхивали фейерверки и раздавался звон бокалов. В это же самое время где-то в параллельной реальности жители дома № 24 на ул. 10 лет Октября в Ижевске замерзали от холода. И вместо того, чтобы разглядывать праздничные вспышки в ночном небе, копошились вокруг дома и обзванивали всевозможные инстанции для разрешения аварии на теплотрассе. Да и погода, как нарочно, в новогоднюю ночь была не в пользу пострадавших. За окном 27 градусов ниже нуля — люди попросту замерзали.
И даже поздравляющий жильцов с наступившим годом жизнерадостный плакат, прикрепленный на фасаде «проблемного» дома управляющей компанией, несмотря на всю свою яркость, не смог скрасить напряженное начало 2016-го.
Новогодний коллапс
Накануне владельцам квартиры № 37 пришлось выломать собственную дверь. От постоянной влаги она набухла, плохо открывалась, в итоге замок заклинило. Как назло, ее недавно поставили, кредит не погашен, жалуются жильцы.
О подобных проблемах рассказывает практически каждый владелец квартиры. Двери попорчены, паркет набух, обои сошли, на стенах плесень. Но имущественные проблемы, как ни крути, поправимы. Что делать тем, кто из-за длительного переохлаждения попал в больницу?
[ФОТОАЛЬБОМ]
«Одной женщине, живущей на первом этаже нашего дома, пришлось лечь в больницу. У нее обострился хронический бронхит. Это страшно!» — с волнением в голосе говорит Лидия Эшмакова, старшая по дому. Она одна из тех, кто в новогодние праздники держал руку на пульсе проблемы.
«До полшестого с 31 на 1 января, а потом и до 8-го числа мы неоднократно обращались в УКС, так как ремонт теплотрассы находится в их ведомстве, но вразумительного ответа не получили. Весь дом с 1-го по 9-й этаж был покрыт инеем, заледенели окна, горячая вода залила подвал, в подъездах шел парёж до 9-х этажей, краска на стенах подъездов облезла, побелка со стен и потолка стекла. Откачивать воду из подвала не было смысла, так как она тут же заливалась с улицы», — рассказывает старшая по дому.
Предпосылки для появления катастрофической ситуации появились еще в октябре, когда устраняли порыв теплотрассы. Трубы вновь прорвало — кое-как проведенного ремонта системы хватило на двое суток, констатируют жители. И вот к чему накануне Нового года привело небрежное отношение коммунальщиков к обязанностям.
«Представляете, как холодно было в квартире при температуре за окном под минус тридцать? — говорит Лидия Эшмакова. — Люди встречают Новый год кто во что горазд: в шубах, под одеялами, включив обогреватели и газовые плиты, наконец. Было невыносимо перетерпеть холод! Трубы замерзают — не ровён час, полопаются. У всех паника».
Эти дни для жильцов леденеющих квартир выдались парадоксально «жаркими» — бились как рыба об лёд, обзванивая коммунальщиков, но раз за разом сталкивались с полнейшим игнором и безразличием.
«Пока мы не написали в МЧС в Москву, главе УР на сайт, никаких действий по ликвидации аварии не было проведено. Нас попросту игнорировали, — в сердцах возмущаются собравшиеся. — И буквально 8-го числа, когда из Москвы пришла бумага, все забегали, взялись за ликвидацию аварии. А так, никто с нами и общаться не хотел, видимо, уже знают наши номера телефонов и попросту не брали или швыряли трубку».
Основательный контроль
Несмотря на то что авария на теплотрассе дома № 24 устранена, жители продолжают замерзать. Отопление включено, вот только температура в квартирах до сих пор не превышает плюс 15–18 градусов. Это при том, что на улице довольно тепло. А что будет в морозы? Об этом жители стараются не думать.
«Каждую неделю с октябрьской аварии хожу, пишу заявления, чтобы подняли температуру до нормальной, — возмущается Юлия, многодетная мама, жительница дома. — В квартире 15 градусов, невозможно жить — ходим, закутавшись во все теплое. В морозы в варежках! Понимаете? У меня маленькие дети, их к бабушке отправили. Пытаемся прогревать квартиру с помощью обогревателей, но они, сами знаете, уйму электроэнергии дерут. Так и живем. Нас не слышат!»
Но представители ведомств, ответственные за контроль деятельности коммунальщиков, все-таки захотели либо после открытых обращений жильцов в разные инстанции были вынуждены их услышать. В итоге они договорились о встрече с представителями дома. Потому 10 января люди ждали прибытия начальника Госжилинспекции УР Марата Исмагилова. Вообще, у Исмагилова эти дни выдались с этими порывами особенно веселыми. По его словам, инспекторам пришлось выйти на работу на несколько дней раньше.
Собравшиеся жители (сплошь женщины средних лет), нахмурившись, рассуждали о Волкове, распродавшем коммунальные системы, нерадивых коммунальщиках, УКСе, беспределе в сфере ЖКХ.
Полтора часа пустого ожидания за меланхоличными беседами постепенно рассеивали все надежды. Но комиссия в составе начальника Госжилинспекции, замглавы администрации Ижевска по жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Задорожного, замначальника управления ЖКХ Алексея Мещанинова, представителя Минэнерго УР Алексея Помыткина все-таки подъехала.
В первые минуты встречи с чиновниками жители были несколько удивлены. Дело в том, что Алексей Мещанинов в самом начале беседы заявил: «Ну что у вас случилось? Я первый день дежурю сегодня». Ирония представителя администрации города на фоне образовавшегося коллапса выглядела, мягко говоря, неуместно.
Растерявшиеся жители постепенно начали излагать о наболевшем. Комиссия внимательно выслушала жильцов, посмотрела подвал, подъезды, придомовую территорию, где проходят коммуникации.
«Сегодня комиссией были в доме, встречались с жильцами, в присутствии УК обследовали подвал, лифты, подъезды дома, а также придомовую территорию, где проходят коммуникации, — рассказывал после визита на 10 лет Октября Марат Исмагилов на своей странице в Facebook. — Подвал без воды, песчаная подушка практически сухая, подтопления с трассы нет. В тепловой камере на сетях стоит вода — возможно, имеется порыв, РСО должна это проверить и его устранить, так как имеется угроза нового затопления! Очевиден ущерб, причиненный общему имуществу дома, представители УК сообщили, что уже направили РСО уведомление для составления акта. Отключенный один лифт в четвертом подъезде УК должна отремонтировать. Поэтому все остальные вопросы в рабочем порядке будут решаться, но контроль за этим домом остается».
Подобные объяснения, сопровождавшиеся фотографиями, Исмагилов разметил и по другим домам, которые под Новый год получили столь неприятный подарок — отсутствие отопления. Жильцы домов на ул. Барышникова, 13, Сабурова, 69 и 71 мерзли точно так же, как и их собратья по несчастью с 10 лет Октября. Они тоже разводят руками и не знают, что делать с облупившейся краской в подъездах, испорченными дверями и обоями в квартирах. ГЖИ и УКС сообщают, что ремонтные работы где-то уже завершились, а где-то на исходе и тепло должно вернуться в квартиры совсем скоро.
Получается, что в подобную жуткую ситуацию в самый мороз может попасть любой дом в Ижевске, и на устранение проблемы тоже может уйти неделя. Удивительно становится, когда осознаешь, что на календаре уже 2016 год, а в системе ЖКХ словно 40-е годы XX века. Остается закаляться и запасаться обогревателями и теплыми одеялами.