Притупилось зрение? Глава Удмуртии указал на проблемы, которые решил замолчать министр транспорта

Дмитрий Манылов

Коллегия Миндортранса Удмуртии обещала быть неординарной. Уж очень много произошло в 2016 году негативных событий, напрямую связанных с министерством. Во-первых, проблема с «Мостостроем-12», успешно набиравшим в Удмуртии подряды, несмотря на свое крайне неустойчивое финансовое состояние. Во-вторых, проблемы с пассажирскими перевозками сразу в нескольких районах республики.

Фото: пресс-служба главы и правительства УдмуртииСовсем недавно на заседании республиканского совета по инвестициям глава Удмуртии Александр Соловьев снова поднял этот вопрос, и довольно резко. Обойти эти острые темы на коллегии было никак нельзя, однако до последних минут интрига сохранялась.

Доклад в стиле больших побед и отдельных недостатков

Фото: пресс-служба главы и правительства УдмуртииОт основного доклада, с которым выступил руководитель Миндортранса Удмуртии Виктор Вахромеев, никто и не ожидал особой остроты. Хотелось, конечно, услышать пусть не алгоритм, но хотя бы концепцию решения проблем — вместо этого министр представил собравшимся позитивный отчет о работе отрасли в прошлом году, конечно, не без указания на проблемные точки. Как будто проблемы сами решатся только от того, что их констатировали.

Виктор Вахромеев признал, что из 620 млн руб., выделенных в прошлом году из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию мостов, удалось выполнить работы всего на 13% от этой суммы. Всю вину за срыв этих работ министр возложил на подрядчика — тюменское ООО «Мостострой-12», которое на сегодня фактически прекратило свое существование, по крайней мере на объектах в Удмуртии. Виктор Вахромеев сказал, что контракты на реконструкцию мостов были своевременно расторгнуты. Как же своевременно, если план по использованию федеральных средств выполнили всего на 13%?Фото: © «ДЕНЬ.org»

Где та ниточка, потянув за которую можно будет найти решение, которое позволило бы избежать подобных эксцессов в будущем? Может быть, дело в несовершенстве системы торгов по госзакупкам, и конкурсная комиссия, зная о проблемах у будущего победителя торгов, просто не имеет возможности повлиять на формальную процедуру? Может быть, в чем-то другом? Нужно разобраться и озвучить причины.

Какой с нас спрос, когда у нас идет опрос?

Проблему невостребованности у перевозчиков убыточных автобусных маршрутов Виктор Вахромеев, конечно, тоже обозначил и, чтобы показать серьезное к ней отношение, упомянул интернет-опрос, организованный на сайте министерства. Учитывая полную пассивность наших граждан при общественном обсуждении нормативных документов, трудно надеяться на то, что опрос позволит получить точную картину происходящего. Проблемы убыточных автобусных маршрутов касаются в основном пассажиров, имеющих право на льготный проезд, в первую очередь пенсионеров. Для того чтобы поучаствовать в этом опросе, им нужно как минимум о нем узнать, требуется также обладать определенным пользовательским компьютерным уровнем. В конце концов, для участия нужно иметь социальный оптимизм, которого у большинства из нас уже совсем не осталось.

Фото: пресс-служба главы и правительства УдмуртииВы поезжайте и спросите

При этом, чтобы составить мнение о том, что происходит в районах с автобусными перевозками, достаточно объехать автостанции и поговорить с пассажирами и водителями. Премьер Виктор Савельев в качестве инструмента решения проблемы предлагал проведение новых конкурсов на проблемных маршрутах, Александр Соловьев недвусмысленно намекал на то, что возникает необходимость вернуться к работе с государственной транспортной компанией.

Большинство мелких перевозчиков, с которыми нам удалось пообщаться, говорят в первую очередь о наведении элементарного порядка в отрасли, о том, чтобы неукоснительно соблюдалось законодательство. В том числе достаточно здравые положения федерального закона № 220-ФЗ об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Например, автостанции, относящиеся к АО «Автовокзалы Удмуртии», раз уж они взимают с перевозчиков плату за свои услуги, должны соответствовать установленным к ним нормативным требованиям, а органы власти обязаны обеспечить постоянный контроль над их соблюдением. В числе таких требований — наличие санитарно-бытовых помещений для персонала и пассажиров, оборудование автобусных перронов навесами для пассажиров и т. д. При этом мы слышим о том, что помещения автостанций, предназначенные для пассажиров и водителей, ужимаются — их занимают супермаркеты. Как нам рассказали водители, история с заходом «Магнита» на Южную автостанцию Ижевска не единственная — на некоторых районных автостанциях происходит то же самое.

Рассказали нам и о том, что частым явлением стали так называемые заказные рейсы по регулярным маршрутам. Ситуация такова, что заказной рейс может уйти на маршрут с автостанции буквально за несколько минут до того, как, согласно расписанию, должен отправиться рейсовый автобус, перевозящий льготников. Заказной автобус забирает большую часть коммерческого пассажиропотока — основному перевозчику остаются главным образом пассажиры, имеющие право льготного проезда, компенсацию которого получить потом очень непросто.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Как выяснилось, это одна из причин того, что некоторые регулярные маршруты становятся нерентабельными. В требованиях к автовокзалам и автостанциям подобная ситуация предусматривается, но там речь идет о том, что это делается разово в случаях увеличения пассажиропотока и в качестве дополнительных на линию должны выходить резервные автобусы основного перевозчика.

Есть у перевозчиков вопросы и к Управлению государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике. На его официальном сайте регулярно вывешиваются отчеты о контрольно-надзорной деятельности. Например, за первые два месяца этого года управлением проведено 48 проверок, в том числе 18 внеплановых, составлено 66 протоколов о выявленных нарушениях, выставлены штрафы на сумму 687 тыс. руб. Однако, как говорят мелкие перевозчики, нарушений меньше не становится — автобусы с городских маршрутов вдруг оказываются в пригороде, большие многоместные автобусы вдруг оказываются там, где должны работать маршрутные такси вместимостью до восьми человек, и так далее.

Предлагая создать бюджетное учреждение, Александр Соловьев уточнил, что не считает эту форму оптимальной и лучше было бы создать правильную нормативную базу, ограничивающую частным перевозчикам возможность воротить нос от маршрутов с меньшим трафиком... Читать далее...Александр Соловьев в самом конце заседания коллегии, когда уже отзвучали запланированные доклады, вручили грамоты передовикам отрасли, все-таки сделал заявление по транспортной проблеме.

«Дальше этого терпеть нельзя, — сказал глава Удмуртии. — Я почему так говорю, что есть у нас поселения, куда автобусы вообще не идут, даже при наличии дорог. Экономически, говорят, невыгодно. Я уже начал этим заниматься вплотную, изучать, как работают в соседних регионах. Нельзя нам допустить, чтобы люди не могли нормально передвигаться по республике. Когда студент, учась здесь, не может приехать к матери на выходные, — это плохое руководство не только на уровне республики, но и на местах».