Полная версия Мобильная версия

Ижевский психолог и педагог Елена Осмина: «Самое сложное — понять другого человека»

K 47912
J
Надежда Рысьева

 

Преподаватель ижевского вуза доктор психологических наук Елена Осмина говорит открыто — она «отравлена» аудиторией. Уникальный специалист и мастер своего дела, искренняя и невероятно обаятельная женщина, она рассказала, что способно «снести» мозг и открыть душу, почему важно взять ту самую верхнюю «до», которая есть у каждого, и об Эйнштейне, сидящем за последней партой.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»— Я знаю секрет. Пока вы задаете вопрос: «Точно я психически здоров?» — вы здоровы, вы еще среди нас.

Когда мне было меньше тридцати, я у друзей-психиатров попросила справку: Елена Осмина психически здорова, в ближайшие несколько лет не прогнозируется психопатологическое изменение личности. Ради хохмы, конечно.

Думаю, я достаточно скучный человек, зато лекции хорошо получаются.

Из архива Елены ОсминойЯ преподаватель. Каждую лекцию читаю, как будто это последняя лекция в моей жизни. Отрываюсь на них.

Стараюсь «открыть» студента, потому что их открытость — условие того, что я прочитаю лекцию, которой сама удивлюсь.

Моя позиция такая — надо умереть в аудитории, но отдать. Открыть можно, только будучи открытой. Мой коллега, который сейчас уже на глубокой пенсии, как-то учил меня, как жить. Он говорил: «Неправильно вы, Елена Викторовна, читаете лекции, вы приходите в аудиторию и отдаете, а надо брать!» Он прав. Из аудитории можно выкачать сумасшедшую энергию.

Преподавание для меня — абсолютный наркотик, отравлена этим. Ужас какой-то! Иногда готова заплатить, чтобы мне дали аудиторию. С возрастом пришло понимание, что пора высвободиться от наркотика, но тоскую безумно. Просто у меня сейчас очень маленькая нагрузка — всего 0,25 ставки в ИжГТУ.

Из архива Елены ОсминойЗнаете, что сейчас в вузах происходит? Сокращается так называемая аудиторная нагрузка, все переводится на самостоятельную работу студентов.

Но образование очень интимная вещь. Это когда тебе кто-то что-то нашептывает. Нам с мужем читали очень хорошие преподаватели, поэтому яркие шли выпуски — все потому, что было нашептано.

Среди психологов много по-настоящему верующих. Даже с нашего курса есть те, которые ушли в служение. Хорошее психологическое образование «снесет» вам мозг и откроет душу.

Душа вечна. Представить не могу, чтобы она лежала в черном ящике под землей. О чем вы говорите? За нее надо молиться.

Невидимый мир в нашей реальности есть, точно знаю. Этот невидимый мир населен — это не пустота. Наши переживания, душа реальны для каждого, но принадлежат миру, который не пощупаешь. Я не мистик, но здесь вопросов быть не может.

О слабости и ошибках

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Человек очень слаб по своей природе. Чтобы нас психологически сломать, сильно стараться не надо. Нас легко совратить.

К себе надо относиться беспощадно. Абсолютно! Я говорю себе: «Сидеть, молчать, поехали, работать!» Жалеть и щадить надо всегда другого.

Мне часто жалко людей. Старушку, что стоит с протянутой рукой возле банка, тех, что с синяками роются в мусорных баках. Сердце болит, правда. Я никогда не скажу, что они сами выбрали такой путь. Нет, такое не выбирают.

Только после сорока пяти поняла, что у меня артикуляционное мышление. То есть для того, чтобы породить мысль, мне надо говорить.

Бог не ошибается. Если он меня сделал такой, значит, я должна что-то сделать в этой жизни. Работаю с детьми, у которых не запускается речь. Не знаю, как это делаю, но пока получается.

Не нравится — идите в бизнес

Медведев ткнул в больное место, когда на вопрос о низких зарплатах учителей сказал: «Идите в бизнес». Вы знаете, кто такой истинный педагог? Это учитель, который идет к детям не потому, что платят 100 рублей, а потому, что без этого жить не может. Сам 100 рублей заплатит, чтобы дали в классе поработать. И вы говорите, чтобы они в бизнес пошли? Им же просто обрубили все.

Такая болезненная тема. Фразы типа: «не нравится — идите» не очень корректны. Особенно от первых лиц.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Руководитель не только командует, но и заботится о нас, правда? И если вы — первые лица, что уж вы нам на дверь-то показываете? Простите, мы и есть те ваши рабочие органы, которые обеспечивают качество образования подрастающего поколения. Если хотите — будущее.

Вся политика, считаю, сплошная манипуляция сознанием.

Не верю в осознанность поступков школьников, которые идут на митинги. Если ученик туда пошел, то на него оказали воздействие. Точка самостоятельного выбора человека появляется очень поздно. С учетом того, что у нас идет инфантилизация населения, даже у 18-летних (!) эта самая точка «Я» отсутствует.

О мозгах и лопатах

Говорю открыто — детей залечивают, в том числе в Ижевске. У меня сложилось такое мнение, что в городе взрослые мстят детям за собственные несостоявшиеся судьбы. По-другому это объяснить не могу. Вы своему такое количество препаратов назначили бы?

Не секрет, что правят балом психофармакологические компании. Сегодня медицинскими назначениями управляет рынок. Практическая медицина становится приложением.

Боюсь что-нибудь хулить, но мне кажется, в школах и вузах перестали работать с мышлением. В последнее время все чаще физически ощущаю, как скрипят мозги у студентов — аудитории стали тяжелыми. Мышление — это не основное в человеке, но это то, без чего человек человеком не становится. Это лопатка, которой ты себя всю жизнь будешь ковырять.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Запускаю мозги у студентов. Что это значит? В обычном состоянии мы находимся в разобранном состоянии. Нужно, чтобы все точки собрались в одну, и «оно» может открыться. Как я это делаю?

Например, говорю студентам: «Вы думаете, в этой аудитории с нами никого нет? Там, на задней парте, сидит Альберт Эйнштейн! (99% оборачиваются). Ребята, если бы я вам открыла третий глаз, вы бы сошли с ума. Потому что вы бы увидели, что вокруг нас полно народу». В это время у них происходит полнейшая остановка параллельных потоков мыслей. Всё, они в аудитории. Классно — запустили мозг!

Все может случиться за последние 15 секунд. Полтора часа могут быть потрачены ради этих секунд. Знаете, у каждого из нас есть верхняя «до», ее нужно взять.

Шедевры не повторяются! Так отвечаю, когда студенты просят повторить сказанное. Нет, это не корона на голову давит, просто действительно часто не могу повторить то, что мне пришло в голову.

О сапожниках и молчании

Фото: ©«ДЕНЬ.org»На самом деле я очень экспансивная, а муж очень умный (ректор Института развития образования, кандидат психологических наук Владимир Байметов. — Прим. «ДЕНЬ.org»). Казалось бы, ты идешь вширь, а он идет в глубину — все классно, но нам, двум психологам, было тесно в Ижевске, и думаю, поэтому он пошел по служебной лестнице.

Простите, но, если рядом с собеседником не запускается мое мышление, я отойду. Из-за этого некоторые считают, что я могу переступать через головы и прочее.

В этом смысле у нас идеальный брак. Мой муж — тот человек, рядом с которым, даже молчащим, у меня что-то там формулируется (смеемся).

Сапожник без сапог. Всегда вкладывалась в чужих детей больше, чем в собственных, по одной простой причине — просила у Небес, чтобы моим детям послали педагога, который им откроет сознание. Отрабатывала с другими, чтобы моим было дадено.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Знаете, самое сложное в жизни — понять человека. Это практически невозможно. Потому что каждый создан закрытой единицей — атомом, так же как другие люди. Человек — вселенная. В этом смысле мы абсолютно одиноки, потому что вселенные не перекрываются, но дело в том, что в этой вселенной у каждого из нас есть Бог.

Жизнь разворачивается единственно возможным и, главное, оптимальным для нас вариантом. Больше мы не вынесем, меньше — пройдем мимо. Оно всегда соответствует тому, что ты можешь взять. Ровно столько, сколько можешь. Остальное — иллюзии нашего ума.

Научитесь принимать жизнь такой, какая она есть. И себя — такими, какие есть. Потому что Бог не ошибается. И тогда все случится.

 


Читайте также