Полная версия Мобильная версия

Великая Отечественная — война моторов или война умов?

K 4370
J
Дмитрий Коробейников

22 июня, в День памяти и скорби, есть повод вспомнить о роли науки и ученых в военных успехах противоборствующих стран. Ведь, как говорил герой повести, «А зори здесь тихие» — старшина Васков, «война — это не кто кого перестреляет, война — это кто кого передумает».

Фото: istpravda.ruНет атомной бомбе!

В этой связи читатель наверняка ожидает рассказа об эпопее создания ядерного оружия, к появлению которого были очень близки немецкие ученые. Но, как известно, «чуть-чуть не считается», и применение американцами ядерного оружия — это эпизод истории Второй мировой войны, но не Великой Отечественной, начало которой отмечается 22 июня почти на всем постсоветском пространстве.

И тем не менее немецкая ядерная программа оказалась напрямую связана с боевыми действиями на советско-германском фронте. Дело в том, что на вооружении Вермахта и Люфтваффе стояли десятки видов бронебойного оружия — от противотанковых ружей до авиационных и танковых пушек. В самый критический для Германии момент войны, а именно летом 1943 года, когда на Курской дуге чаша весов окончательно склонилась на сторону СССР, немцы получили от одного из своих союзников «удар под дых». Португалия прекратила в Германию экспорт вольфрама, который шел на изготовление сердечников для вышеназванных боеприпасов.

Дефицит вольфрама немцы восполнили… ураном, который имеет близкий к нему удельный вес. До конца 1943 года на военные предприятия рейха поступило 1200 тонн урана, что означало полный отказ от планов создания атомной бомбы. Было бы неверно считать провал немецкой ядерной программы лишь «заслугой» португальцев. Свой вклад в это дело внесли многие. Так, в феврале 1943-го норвежским диверсантам, засланным из Великобритании, удалось уничтожить завод по производству тяжелой воды в Норвегии. Кроме того, деятельность немецких ученых сдерживалась малообразованной нацистской бюрократией и отсутствием понимания научных проблем у руководства рейха.

Немецкие чудо-снаряды

После нападения Германии летом 1941 года одним из неприятных сюрпризов для Красной Армии стала та легкость, с которой немецкие снаряды подбивали советские танки. Как известно, в 1941 году Германия и ее союзники имели около 4 тысяч танков против 23 тысяч у СССР. Одной из многочисленных причин катастрофических потерь РККА в танках стало применение немцами кумулятивных боеприпасов.

Подбитые немцами танки Т-34. Фото: waralbum.ruНа подбитых советских танках обнаруживались пробоины с оплавленными краями, поэтому снаряды получили название «бронепрожигающих». Ошибочно считалось, что такой эффект дают высокотемпературные термитные смеси (они на тот момент уже применялись, например, для сварки рельсов в полевых условиях). Но попытка советских ученых и конструкторов воспроизвести «бронепрожигающий» снаряд по описанию его действия провалилась, так как прожигание брони термитными шлаками проходило слишком медленно и не достигало нужного эффекта.

Ситуация изменилась, когда в распоряжении советской науки оказались трофейные немецкие кумулятивные боеприпасы. Оказалось, что хитрость вовсе не в прожигании брони, а в направлении усилия взрыва в одну точку, в результате чего пороховые газы создавали давление на броню до ста тонн на квадратный сантиметр!

Даже после того, как наши ученые узнали о кумулятивном эффекте, задача создания собственных снарядов столкнулась с рядом непреодолимых препятствий. Собственные взрыватели кумулятивных снарядов были окончательно отработаны только к концу 1944 года, а до этого времени использование таких боеприпасов в дивизионной артиллерии РККА было запрещено из-за высокой опасности разрыва снаряда в канале ствола.

Русиш фанера

Говоря о немецких военных самолетах времен Великой Отечественной войны, нужно признать, что почти все они превосходили советскую технику того же класса сразу по нескольким параметрам: маневренность, скорость, потолок, дальность полета. В немалой степени это достигалось за счет широкого применения легких алюминиевых конструкций, в то время как нашим авиастроителям часто приходилось вместо них использовать дерево. Более 10 процентов всех построенных у нас самолетов приходилось на полностью деревянные ночные бомбардировщики По-2.

Ил-2 немцы прозвали "Черная смерть". Фото: worldofplanes.ruПочти треть от всего производства самолетов в СССР за годы войны приходится на штурмовик Ил-2, которых было создано около тридцати тысяч. Металл составлял лишь около трети его массы. Все остальное представляло собой деревянный фюзеляж с обшивкой из березового шпона и фанеры. Первые цельнометаллические Ил-2 (с корпусом из дюралюминия) были построены в СССР лишь в конце 1944 года.

Первый в мире принятый на вооружение реактивный истребитель Ме-262 . Фото: sukhoi.ruПервый реактивный истребитель Ме-262 был принят на вооружение Люфтваффе еще осенью 1943 года. В общей сложности немцы успели изготовить 1433 такие машины, которые летали в полтора раза быстрее остальных истребителей того времени. Это «чудо-оружие» могло бы нанести огромный урон авиации стран антигитлеровской коалиции, но фюрер распорядился переоборудовать большинство Ме-262 в скоростные... бомбардировщики, чтобы те сбросили войска англичан и американцев в Атлантику. Когда Гитлер наконец отменил свой дилетантский приказ, Красная Армия находилась всего в ста километрах от Берлина.

Ни для кого не секрет, что своим бурным развитием реактивная авиация СССР и США обязана тем трофеям, которые были добыты в Германии весной 1945-го. Первые послевоенные реактивные истребители советских и американских ВВС фактически являлись копиями опытных образцов, чье производство немцы так и не успели развернуть до капитуляции рейха. 

Назад к ракетам

Вряд ли многие из читателей знают, что ракеты стали применяться в военном деле почти на сто лет раньше, чем пушки (сам термин «ракета» происходит от итальянского слова rochetta — веретено). Так, первое известие о применении боевых ракет в Китае датируется 1232 годом, а первые пушки, стрелявшие каменными ядрами, появились примерно в 1320 году. Также неверно было бы думать, что возвращение ракетного оружия в военное дело произошло лишь в ХХ веке, поскольку в ходе покорения Средней Азии в 70-е годы XIX века русская армия широко применяла ракеты для разрушения крепостей противника.

Установка БМ-13 "Катюша". Фото: torrentino.ruПервым массовым изделием советской реактивной артиллерии считается установка БМ-13, которую наши бойцы впоследствии окрестили «Катюшей». Впервые испепеляющий огонь нового оружия враг узнал на своей шкуре 14 июля 1941 года, когда «Катюши» полностью сожгли запруженную фашистскими войсками и техникой железнодорожную станцию Орша. Установки БМ-13 наводили панический ужас на врага, и тот пытался любой ценой захватить новое оружие. Когда немцам все-таки удалось окружить батарею капитана Флерова под деревней Богатырь Смоленской области, они заполучили лишь искореженные взрывами остовы этих машин.

Даже многие фронтовики считают, что название этой установки идет от популярной песни военных лет про девушку Катюшу. На самом деле песня тут совершенно ни при чем. Уже в эпоху серийного производства БМ-13, то есть осенью 1941-го, возникла аббревиатура и маркировка на ящиках «КАТ» (Костикова автоматический термитный), которой обозначался тот самый реактивный снаряд с зажигательной начинкой, созданный под руководством ученого-ракетчика Андрея Костикова. А потому при виде мощных залпов БМ-13 деморализованные бесконечными отступлениями бойцы радостно восклицали: «Здорово бьют КАТы!» И как-то само собою абстрактная аббревиатура сменилась ласковым «Катюша».

Между тем в это же самое время в фашистской Германии уже был создан такой вид оружия, как крылатая ракета (Фау-1), и успешно велась разработка баллистической ракеты (Фау-2). Для специалистов в данной области не является секретом то, что советская программа создания ракетного оружия — это развитие и усовершенствование тех систем, что были захвачены у немцев в качестве трофеев в самом конце войны.

Всего лишь через 15 лет со дня победы над Германией, 17 декабря 1960 года, в СССР были созданы РВСН — ракетные войска стратегического назначения, ставшие средством доставки ядерного оружия. Первым стартовым комплексом для них стал полигон Тюра-там, который впоследствии будет переименован в Байконур. Не правда ли, знакомое название?

Близкие родственники советских баллистических ракет использовались для выведения первых искусственных спутников на орбиту Земли, а затем и для запуска человека в Космос. Лично я абсолютно уверен: не проиграй в 1945-м Германия эту войну, самых первых космонавтов нашей планеты звали бы не Юрий и Алан, а, к примеру, Ганс и Дитрих…

Все гениальное — просто?

В этой статье я никоим образом не хотел умалить заслуги советских конструкторов оружия и военной техники. Разбирая достоинства и недостатки того или иного изделия, надо всегда помнить о том, что в Советском Союзе создавались великолепные штучные лимузины ЗиЛ-114, однако в массовое производство шли весьма далекие от совершенства «Москвичи». А все потому, что поточное производство изделия должно учитывать минимум три фактора: запасы того или иного сырья, наличие необходимого оборудования, квалификацию рабочих и инженеров.

Вся советская военная техника и вооружения полностью отвечали технологической культуре СССР 40-х годов, став поистине выдающимися творениями своего времени. Всех их можно поставить в один ряд с прославленным «Молотов-коктейлем» (который, кстати, изобрели кубинцы в 1895 году во время войны против испанских колонизаторов). Потому что действительно массовый выпуск только таких образцов гениального примитивизма мог быть в короткое время освоен в эвакуации даже на тех заводах, которые никогда ранее не производили никакой военной техники!

Может быть, именно в этом и заключается ответ на вопрос, который до сих пор не дает покоя историкам всего мира: «Как же так получилось, что все-таки СССР победил такого технически продвинутого врага, как Германия?»


Читайте также