Полная версия Мобильная версия

Поработали на оценку. Удмуртские чиновники сделали пародию из модной аббревиатуры KPI

K 4612
J
Дмитрий Манылов

Кабмин, как известно, в ответе за всё и ни за что. Для того чтобы оценки были объективнее, правительство Удмуртии разработало ключевые показатели эффективности работы руководителей министерств и ведомств (KPI). Термин взят из бизнеса, только если бы там обращались с этим инструментом так же, как наши чиновники, никакого бизнеса бы не получилось.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Перечень показателей оценки эффективности на 2015 год был утвержден в конце мая распоряжением главы правительства Виктора Савельева. 23 декабря, фактически перед самым новым годом, Виктор Савельев подписал документ о внесении изменений в систему KPI для органов исполнительной власти. Сам по себе факт корректировки контрольных показателей за несколько дней до окончания отчетного периода уже вызывает вопросы. Я решил сравнить первоначальную редакцию с предновогодней и был весьма удивлен тем, какие именно поправки были сделаны.

Довольно странным изменением кажется снижение Минсельхозу прогнозных значений показателей по объему произведенной продукции или валовому сбору зерна почти на 20%. Или установление для Минтруда на 2015 год роста числа застрахованных, пострадавших при несчастных случаях на производстве, к общему числу застрахованных.

Остановлюсь подробнее на основательно замусоленной в ушедшем году теме привлечения инвестиций. О них говорили все, более того, первые лица Удмуртии и в ходе совещаний, и на пресс-конференциях не раз упоминали, что наконец-то введена персональная ответственность руководителей отраслевых министерств за привлечение инвестиций, выраженная в KPI.Фото: пресс-служба главы и правительства УР

Об этой ответственности напомнил в своем итоговом докладе «О положении в республике» и глава Удмуртии Александр Соловьев, посоветовав правительству оценить, а всё ли мы делаем правильно в практическом плане, не уходит ли порой «пар в свисток»? Его реплика из того же доклада о  предстоящем создании на региональном уровне организационной структуры управления инвестиционными проектами, причем на этот раз с участием общественных объединений и бизнеса, говорит о том, что Соловьев твердо убежден, что пар уходит не туда.

План по плану

Показатель прироста инвестиций в основной капитал действительно был заложен в первоначальную систему KPI практически для всех министерств и ведомств, включая Минздрав и Минобразования. Однако уже в первую редакцию было заложено поручение Минэкономики уточнить до 1 июля значение этого показателя для отраслевых министерств.

Уточнить решили радикально — перед новым годом Виктор Савельев вообще исключил этот показатель для отраслевых министерств, заменив его количеством инвестиционных проектов, включенных в республиканский реестр, и суммой инвестиций, прописанной в этих проектах. Формально всё в порядке — в первой редакции на этот счет было поручение Агентству инвестиционного развития разработать показатель объема инвестиций по проектам, включенным в республиканский реестр. Но нигде не было сказано, что один показатель должен заменить другой. Не нужно объяснять, что можно на бумаге нарисовать нужное количество «хрустальных дворцов» на нужную сумму и показатель по количеству инвестпроектов в реестре будет выполнен.Виктор Савельев. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Показатель прироста инвестиций в основной капитал сохранили только для Министерства экономики УР, практически зеркально изменив его значение. В конце мая 2015 года, когда, кстати, уже были понятны основные макроэкономические последствия всех наших катаклизмов на федеральном уровне, был запланирован прирост фактических инвестиций в размере 5,4% к уровню 2014-го. Накануне нового года его легким росчерком пера снизили до «минус 5,5». Что такого произошло с июля по декабрь, чтобы так кардинально изменить контрольные показатели? Видимо, просто Удмуртстат опубликовал данные о результатах инвестиционной деятельности в Удмуртии за период с января по сентябрь, согласно которым инвестиции в основной капитал составили 84,2% к соответствующему уровню прошлого года.

С реестром не задалось

Реестр инвестиционных проектов, по наполняемости которого к концу года решили оценивать эффективность республиканских чиновников, размещен на сайте udminvest.ru. Документ содержит 71 проект общей сметной стоимостью почти 150 млрд рублей. Согласно плану, утвержденному в декабре, количество проектов в реестре на 1 января должно было составлять 150 единиц. Так что бывший глава Агентства инвестиционного развития Антон Орлов не выполнил свой основной ключевой показатель более чем в 2 раза.

Антон Орлов. Фото: © «ДЕНЬ.org»Поскольку показатель этот весьма «бумажного» свойства, то и выполнить его, имея определенные навыки чиновничьей работы, было не так сложно. На том же сайте udminvest.ru размещена старая республиканская база инвестиционных проектов, содержащая 283 позиции. В результате их актуализации можно было набрать проекты, имеющие хотя бы минимальную возможность быть реализованными, и наполнить реестр. Однако то ли Антон Орлов не захотел строить «потемкинские деревни», то ли ему не позволили это сделать старшие товарищи, но, так или иначе, крайним оказался именно он.

Теперь его бывшему заму Игорю Золотухину, исполняющему обязанности руководителя агентства, или кому-то другому, кого назначат на это место, придется реализовывать большой и плохо структурированный портфель документов по инвестиционному развитию. Тем более что, как сказал Александр Соловьев, структуру работы с инвестиционными проектами придется практически создавать заново. В первую очередь это касается исключительно «сырого» и запутанного регламента по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Министр экономики УР Михаил Зайцев. Фото: пресс-служба главы и правительства УдмуртииГде-то в чиновничьих коридорах сейчас ходит проект изменений в этот регламент. Посмотрим, сможет ли он облегчить перегруженную структуру работы по привлечению инвестиций, предусматривающую одновременное сопровождение проекта отраслевым министерством и Агентством инвестиционного развития как координирующим органом. Помимо этих двух структур, есть еще подведомственная агентству некоммерческая организация «Центр инвестиционного развития УР», оказывающая услуги по «упаковке» проектов в соответствии с нормативными требованиями. Над всем этим возвышается Министерство экономики Удмуртии, в числе функций которого разработка принципов, методов и форм реализации инвестиционной политики в регионе. Красивое бюрократическое сооружение получилось — хочется, чтобы оно наконец заработало.


Читайте также