Полная версия Мобильная версия

Ударом в сердце. Спортивные эксперты в Удмуртии прокомментировали допинговые скандалы с мельдонием

K 5543
J
Александр Поскребышев

Российский спорт продолжает сотрясать скандал, который уже успели прозвать «мельдониевым кошмаром». Этот скандал связан с применением нашими ведущими атлетами запрещенного препарата «милдронат», или мельдоний. К концу марта, по информации Всемирного антидопингового агентства WADA, зафиксировано уже 110 положительных проб. Предположительно, что около половины из них принадлежат российским спортсменам. «ДЕНЬ.org» поинтересовался мнением на острую проблему у министра спорта республики Игоря Краснова, авторитетного эксперта Марины Азябиной и вспомнил заодно, кто из ведущих спортсменов Удмуртии и при каких обстоятельствах «попадался на употреблении допинга».

Заказной инструмент в санкционном «саквояже»

Кратко напомним, что препарат «милдронат», содержащий мельдоний, был внесён WADA в «Список запрещенных субстанций и методов» с 1 января 2016 года.

Вскоре после этого стали «разрываться бомбы» — одного за другим именитых российских атлетов со скандалом «выводили на чистую воду» за употребление милдроната.

К 24 марта в этом «мельдониевом составе» оказались уже 18 результативных спортсменов. Среди них — конькобежец Павел Кулижников, мастер шорт-трека Семен Елистратов, звезда тенниса Мария Шарапова, пловчиха Юлия Ефимова, фигуристка Елена Боброва etc.

Игорь Краснов. Фото: ijevsk.bezformata.ru— Топовые удмуртские атлеты вне подозрений? — спросил на днях у министра спорта Удмуртии Игоря Краснова обозреватель «ДЕНЬ.org».

— Слава богу, да, — лаконично высказался глава регионального спортивного ведомства.

— Игорь Васильевич, не «сдетонирует» ли постфактум «скрытое взрывное устройство», как это произошло в свое время с «делом Скурыгина», а потом и с «делом Бубненковой»?

— Я очень надеюсь, что ни один из спортсменов Удмуртии не будет задействован в этих скандалах. Как говорится, время покажет. Однако сразу хочу сказать, что милдронат, или мельдоний, — это довольно простой и популярный препарат, защищающий сердечную мышцу спортсмена от повышенных нагрузок. По сути, он является защитой от ишемического разрушения клеток (кардиомиоцитов. — Прим. авт.) сердца, и многие люди применяют его для того, чтобы сохранить здоровье.

— Как вы считаете, вся эта антидопинговая истерия, очередной порцией ударившая по атлетам, — один из заказных инструментов в санкциях Запада против России?

— Думаю, да. Хотя на недавнем совещании с членами правительства президент России Владимир Путин сказал, что не надо «искать ведьм» в этих событиях (дословная цитата: «не нужно ничего политизировать, не нужно продвигать какую-то теорию заговора — нужно системно и своевременно реагировать на принимаемые решения, в т. ч. на уровне международных организаций». — Прим. авт.). Тем не менее очень странно, что препарат, который даже, по мнению производителя, не дает никакого преимущества в выдерживании физических нагрузок, вдруг попадает в список запрещенных WADA. Введение мельдония с 1 января в список и мгновенный подход к исследованию проб, на мой взгляд, это очевидный заказ. Французские исследователи считают, что следы — маркеры — использования этого препарата можно обнаружить спустя 120 дней после его применения. По моему мнению, если мельдоний попал в список с 1 января, то надо было выдержать хотя бы те самые 120 дней и только после этого начать применять санкции к спортсменам.

Особенно тревожит то, что «спортивно-информационная война» была развязана Западом незадолго перед Олимпиадой-2016, которая стартует 5 августа в бразильском Рио-де-Жанейро.

— Наша страна серьезно готовится к Играм и среди «летников», слава богу, пока не так много «попавшихся». Большинство сборников, которые готовятся к Олимпиаде, находятся на особом контроле, и я очень надеюсь, что их обойдут все эти громкие скандалы, — предполагает Игорь Краснов. — При этом мне очень неприятно, что, раскручивая весь этот ажиотаж вокруг очередного препарата, нашу страну обвиняют в некоем непрофессионализме в подготовке спортсменов. Нам и всему миру хотят показать, что нет у нас настоящих атлетов и все они «сидят на химии», как будто не было славной истории советского и российского спорта,  великих побед, завоеванных нашими атлетами!

Обвиняешь — докажи

Позиция министра спорта Удмуртии полностью совпадает с высказыванием влиятельного бизнесмена и президента компании Head Tennis Йохана Элиаша.

После того как в «связях с мельдонием» уличили теннисистку Марию Шарапову, господин Элиаш сделал небольшое, но меткое заявление:

Мария Шарапова. Фото: ndtv.com— Я верю, что в интересах общественности WADA обнародует научные доказательства, ставшие причиной запрета мельдония. Их молчание на эту тему подозрительно. Мельдоний был запрещён WADA без каких-либо ссылок на клинические исследования, по-видимому, из-за повсеместного использования препарата спортсменами на Европейских играх 2015 года в Баку! Тогда некоторые тесты, которые сдали победители, показали применение мельдония. Но было проведено мало научных исследований о возможных преимуществах, которые даёт этот препарат спортсменам, если вообще какие-то исследования соответствовали научным стандартам. Как бы то ни было, выглядит так, что WADA запретила это лекарство, основываясь лишь на количестве спортсменов, которые его употребляют, нежели на реальном эффекте, улучшающим результаты спортсменов! Разумно как раз заключить, что WADA запретила это лекарство в отсутствие каких-либо конкретных доказательств, что WADA совершила явную ошибку, запретив мельдоний. Вопрос обстоятельств, которые не должны быть проигнорированы, — это то, что большинство спортсменов, употребляющих мельдоний, — русские. Похоже, если это российская трёпка... Но спорт и политика не должны смешиваться. Спорт был и должен оставаться вне политики!

Мясо и аскорбинка вслед за милдронатом?

Известная в прошлом легкоатлетка, участница Олимпиады-1992 в Барселоне и серебряный призер чемпионата мира-1993 в Штутгарте ижевчанка Марина Азябина тоже высказывает недоумение из-за «природы» очередной антидопинговой истерики.

Марина Азябина. Фото: pcdn.net— Милдронат не влияет на достижение высокого результата и помогает восстановлению организма после нагрузок, — убеждена бывшая спортсменка, которая давно работает на телевидении. — И мне непонятно, почему этот препарат включен в список запрещенных. Точнее, я понимаю, что Запад целенаправленно ведет политику по дискредитации российских атлетов. Но если это продолжится аналогичным способом и дальше, то очень скоро вслед за милдронатом в список запрещенных препаратов попадут мясо и аскорбиновая кислота. Они ведь тоже помогают восстанавливать силы после нагрузок…

Темное «дело Скурыгина»

В летописи спорта высших достижений в Удмуртии в предыдущие годы два сюжета касались как раз скандальных ситуаций с применением допинга. Еще один громкий случай произошел среди паралимпийцев из Родникового края.

В 1999 году первым из наших атлетов под подозрение попал скороход Герман Скурыгин. На чемпионате мира в Севилье Скурыгин выиграл золотую медаль в «королевском» марафоне на 50 км. Однако через год марафонец был вынужден пропустить Олимпиаду-2000 в Сиднее из-за невнятного объяснения — «травма ноги».

Герман Скурыгин. Фото: sporting-heroes.netМежду тем задолго до Игр в Австралии всем осведомленным людям было ясно — Скурыгина «уличили в приеме хорионического гонадотропина» (ХТ). Этот ХТ нельзя было назвать допингом в чистом виде. В то же время его наличие в организме говорило о том, что атлет желал искусственно повысить выработку природного мужского гормона тестостерона, снижение которого позволяет намекать на то, что атлет употребляет анаболические стероиды.

Тогда Всероссийская федерация легкой атлетики (ее возглавлял Валентин Балахничев, которого в 2015 году пожизненно отстранили от работы в спорте) самоустранилась от борьбы «за Скурыгина». Хотя имела на это все основания.

Все дело в том, что после севильского «полтинника» Скурыгин прошел допинг-контроль, и эта проверка не обнаружила в его организме запрещенных стимуляторов.

Однако «некая» испанская допинг-лаборатория, тоже проанализировавшая пробы Скурыгина, но не имевшая лицензии и сертификата на проведении допинг-тестов, зафиксировала тот самый ХТ.

В отсутствие официальных разрешительных бумаг у  испанских «тестеров» несколько африканских (!) легкоатлетических федераций легко «отмазали» своих «попавшихся» спортсменов, а ВФЛА «бросила Геру на произвол судьбы».

Удивительно то, что окончательное решение по «делу Скурыгина» было  принято «далеким задним числом» — осенью 2001 года, и к тому моменту ижевский ходок уже отбыл двухгодичный срок дисквалификации.

Другой любопытный нюанс заключался в том, что впоследствии золотую награду Скурыгина получил серебряный призер мундиаля-1999 в Севильи итальянец Иван Брунетти.

Получив формальный предлог лишить Скурыгина медали высшей пробы, руководители Международной федерации легкой атлетики (IAAF) поспешили сделать «лучший подарок» синьору Брунетти, завершавшему карьеру, и президенту IAAF(тоже итальянцу) Примо Небиоло, завершавшему свой жизненный путь.

К слову, ненадолго пережил синьора Небиоло и Герман Скурыгин. Скороход ушел из жизни в возрасте 45 лет в ноябре 2008 года. Диагноз медиков был краток — «из-за остановки сердца».

Запутанное «дело Бубненковой»

На финише 2007 года в отечественном велошоссе восприняли информацию о двухлетней дисквалификации ижевской велогонщицы Светланы Бубненковой, обвиненной в использовании запрещенного препарата «эритропоэтин» (ЭПО).

Светлана Бубненкова. Фото: lenta.ruЭто сообщение было распространено французским антидопинговым агентством AFLD, которое, пойдя по «стопам испанцев» в «деле Скурыгина», допустило многочисленные нарушения (к примеру, контрольную пробу «В» велогонщицы проанализировали только спустя шесть месяцев после первой, причем сделали это, не проинформировав спортсменку) при проведении процедур тестирования.

Странно, что щепетильные французы почему-то полтора года (!) замалчивали эту «темную историю». Решение о дисквалификации Бубненковой AFLD вынесло 26 апреля 2006 года (в Федерации велоспорта России — ФВСР — об этом узнали лишь 22 ноября 2007 года), оно вывалило ее на суд общественности только за восемь месяцев до Олимпиады. По времени подачи напрашивается на прямое сравнение с нынешним «мельдониевым кошмаром».

Не менее странно, что тогдашние вожаки из ФВСР, как и лидеры ВФЛА, не стали сражаться за спортсменку и не выдали Бубненковой ежегодную международную лицензию.

В итоге Светлана потеряла сезон, пропустила Олимпиаду-2008 в Пекине, где без синьоры Бубы (как уважительно называли Свету ее итальянские болельщики) сборная России попросту провалилась.

Зато после провала в Китае ФСВР заявило о готовности «вступить в нормальный юридический диспут», обратившись в Арбитражный спортивный суд в швейцарской Лозанне и попробовать отстоять имя Бубненковой.

По всей вероятности, французы начали «бить в гонг» в тот момент, когда понадобилось ослабить сборную России. Капитаном и лидером российской национальной команды была опытная результативная велогонщица, и именно Светлана Бубненкова входила в круг претендентов на олимпийские медали. Выступая на Играх в Атланте-1996, Сиднее-2000 и Афинах-2004, ижевчанка (двукратная чемпионка мира и победительница многодневной велогонки «Джиро д’Италия») всякий раз сражалась за подиум и оставалась в шаге, а верней в колесе, от олимпийского пьедестала.

Недавнее дело Марфина

Наконец, осенью 2012 года во время Паралимпийских игр в Лондоне пришло сообщение, что двое российских пауэрлифтеров, включая ижевского силача Николая Марфина, были дисквалифицированы за употребление допинга.

Николай Марфин. Фото: kp.ruВ заявлении национального Паралимпийского комитета России подчеркивалось, что наши паратлеты принимали вещество «неотропин» по собственной инициативе, получив информацию о препарате из Интернета и не поставив в известность ни тренеров, ни врача, ни руководство спортивной федерации.

Спортсмены утверждали, что неотропин они принимали как обезболивающее средство и прием запрещенного препарата не приводил к росту спортивных достижений и не оказал видимого клинического эффекта.

Однако оба спортсмена были дисквалифицированы, несмотря на чистосердечное признание.

«В своем поступке, который можно назвать неадекватным, Вадим Ракитин и Николай Марфин чистосердечно признались. Тем не менее этот поступок порочит доброе имя российских паралимпийцев и ставит Вадима Ракитина и Николая Марфина вне паралимпийской семьи. Оба они дисквалифицированы», — говорилось в официальном сообщении Паралимпийского комитета России…

 


Читайте также