Полная версия Мобильная версия

То, что немцу — смерть. Проверим, соответствует ли запас прочности Удмуртии ее оборонному статусу

K 3157
J
Дмитрий Манылов

Первый квартал — нехарактерный, как сказала вице-спикер Госсовета Удмуртии Софья Широбокова на своей недавней пресс-конференции. Тем не менее информация об исполнении консолидированного бюджета Удмуртии за I квартал 2016 года, опубликованная Минфином УР на своем сайте, в сравнении с данными аналогичных периодов двух предыдущих лет позволяет оценить отложенный эффект обвального падения курса рубля в конце 2014 года.

Фото: vedomosti.ruМы имеем данные на начало 2014 года — последнего спокойного года перед падением нефтяных цен и курса рубля. Первый квартал 2015-го покажет мгновенную реакцию экономики на девальвационный шок, цифры на начало 2016-го проиллюстрируют, насколько наша экономика способна к адаптации после курсовой встряски.

Удмуртия в I квартале 2016 года по собственным налоговым и неналоговым доходам так и не достигла уровня докризисного 2014-го, в консолидированный бюджет УР в этом году удалось собрать 11,76 млрд рублей. Это на 9% больше, чем в прошлом году, но к 2014 году составляет всего 97,5%. Чтобы привести эти цифры к сопоставимым ценам, воспользуемся инфляционным калькулятором с сайта «Уровень-инфляции.рф», посмотрим, насколько «усохли» бюджетные доходы с 1 апреля 2014-го по 1 апреля 2016 года. Получилось, что на 25,4%, и это по официальным данным. То есть, потеряв в реальном содержании денег более четверти, мы в номинальном выражении не можем дотянуться до 2014 года.

Силуанов думает иначе

Такое соcедство текста рекламного плаката с табло валютных котировок, подсмотренное нами в одном из банков, применительно к бюджетному процессу выглядит издевательски. Фото: © «ДЕНЬ.org»Тем не менее в ведомстве Антона Силуанова посчитали, что будет достаточно, если исполнение по консолидированному бюджету в I квартале 2016 года будет практически точно соответствовать прошлогоднему уровню. В результате размер безвозмездных поступлений из федерального бюджета составил всего 80,9% к уровню 2015 года.

Финансисты из Минфина и Госсовета Удмуртии в качестве аргумента для получения дополнительной финансовой помощи приводят данные о том, что из тех регионов, которые больше половины своих налогов перечисляют в федеральный бюджет, только шесть имеют уровень расчетной бюджетной обеспеченности менее 1%, в том числе и Удмуртия. Именно эта идея — довести таким регионам с помощью дотаций долю консолидированного бюджета по налогам до 50% — была поддержана в прошлом году Советом Федерации.

В Минфине РФ рассуждают иначе. Недавно на своем сайте они выложили результаты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2016 год. Согласно этому документу Удмуртия может рассчитывать в 2016 году на 2,98 млрд рублей федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, 0,95 млрд рублей из них мы уже получили. По фактическому исполнению бюджета 2015 года таких дотаций было 2,35 млрд рублей, то есть дополнительно по сравнению с прошлым годом Удмуртия может рассчитывать на сумму чуть больше 600 млн рублей.

Логика Минфина РФ такова, что они подтягивают территории с низким уровнем бюджетной обеспеченности до среднего уровня, не обращая внимания на соотношение федерации и региона в распределении налогов. Если не обращать внимания на эту пропорцию, то в Приволжском федеральном округе по уровню бюджетной обеспеченности Удмуртия занимает шестое место после Татарстана, Самарской, Нижегородской, Оренбургской областей и Пермского края. У всех остальных соотношение налогового потенциала и бюджетных расходов еще хуже.

Фото: volyn.rivne.comКроме того, не будем забывать о таких регионах, как, например, Ингушетия. Если в Удмуртии коэффициент бюджетной обеспеченности до распределения дотаций равен 0,789, то там всего 0,222. В итоге в 2016 году Ингушетия вместо наших 2,98 млрд рублей получит 9,3 млрд рублей. Там еще жителей очень мало — менее полумиллиона. Трехмиллионный Дагестан получит в 2016 году на выравнивание бюджетной обеспеченности 46,7 млрд рублей, то есть почти в 16 раз больше, чем Удмуртия. Федералы, в общем-то, справедливо считают, что врачи и учителя Дагестана не виноваты в том, что на их территории собирается мало налогов, — государство одно и разрыв по зарплатам бюджетников, одинаково хорошо делающих свою работу, в разных регионах не должен зашкаливать.

Нефть — это воздух

Тем не менее можно понять и руководителей наших оборонных предприятий, многие из которых за последний год серьезно увеличили отчисления в бюджет Удмуртии по налогу на прибыль, когда они задают Софье Широбоковой вопросы о том, где дорога от домов, где живут их сотрудники, до заводской проходной?

Оборонка, действительно, помогла несколько сгладить провал поступлений по налогу на прибыль в начале 2015 года, вызванный в первую очередь снижением поступлений от нефтяников. Однако даже с учетом этого сглаживающего эффекта поступления по налогу на прибыль в I квартале 2015 года упали по сравнению с тем же периодом 2014-го почти на 40%. В I квартале этого года можно констатировать обратный процесс, но до уровня начала 2014-го нам не хватает по налогу на прибыль по-прежнему более 800 млн рублей.

Поступления по налогу на доходы физических лиц не подвержены таким колебаниям — они все-таки медленно растут, но если инфляция с 1 апреля 2014 года составила более 25%, то поступления по НДФЛ, а значит и наши зарплаты, выросли всего на 4,8%.

Софья Широбокова. Фото: © «День.org»При всех проблемах нефтяников их доля в бюджете Удмуртии — 51,7%. Обрабатывающие производства дают только 17,9%, остальные — в разы меньше. Нефтяные компании начинают привыкать к изменившемуся уровню цен на свой товар, и теперь наши денежные власти рассчитывают, что при сохранении объемов по обрабатывающим производствам вырастут поступления от нефтяников.

«Они дадут нам тот свежий глоток, который позволит бюджету стать стабильнее», — выразила общую надежду Софья Широбокова.

Скорее бы уже ощутить этот свежий воздух, поскольку в расходной части бюджета есть статья, растущая с такой скоростью, какая другим и не снилась. Речь идет о расходах на обслуживание государственного и муниципального долга в консолидированном бюджете Удмуртии. В I квартале 2014 года проценты по долгам составили 383 млн рублей, в I квартале 2015-го — 615,8 млн рублей, в январе — марте 2016-го — 978 млн рублей. Выросли объемы заимствований, выросли и ставки. Никакие бюджетные кредиты на замещение банковских исправить ситуацию не могут.

На последней пресс-конференции Софьи Широбоковой, после того как в очередной раз была озвучена информация о кредиторской задолженности бюджета перед строителями, ей был задан вопрос о том, обсуждается ли хотя бы в правительственных и депутатских кулуарах вопрос о возможном дефолте по долгам перед банками или владельцами государственных облигаций? «На уровне республики такого понятия вообще не должно существовать», — парировала Софья Широбокова. Ответ ожидаемый и понятный, но все-таки пора уже задуматься о том, что платить кредиторам почти миллиард рублей в квартал — это перебор.


Читайте также