Набирая телефон приемной директора МУП «Ижводоканал» Владимира Пискайкина, я не был уверен в адекватной реакции. Статья в «ДЕНЬ.org» о конфликте коллектива с новым директором так разогрела и без того горячую ситуацию, что из кранов ижевчан должен, наверное, хлестать один кипяток. Он был занят, но перезвонил, как только закончились совещания. Мы встретились на другой же день и просидели в кабинете около двух часов.
«Варяг» Владимир Пискайкин ностальгирует по родному Ангарску, много и с любовью рассказывает, как поднимал «Водоканал» в Петропавловске-Камчатском, и о том, как совсем недавно вывел из Иркутска, по его словам — «практически с войны», свою немногочисленную команду. В Ижевске «отцы города» обещали ему поддержку, а коллектив предприятия встретил в штыки. На горизонте маячит еще один серьезный конфликт — с рядом влиятельных застройщиков, а экономика «Ижводоканала» трещала и продолжает трещать по швам из-за хронически низкого тарифа.
— Владимир Николаевич, развейте слухи. Как Вы здесь оказались? Ну, где на карте Иркутск и где Ижевск? Три раза можно слетать до Москвы. Учились, наверное, с новым главой города Юрием Тюриным?
— Нет. Предложение поступило из профессиональной среды. И его рассмотрела администрация Ижевска. В «водяном мире» я работаю уже 30 лет и имею здесь определенный авторитет. У меня была очень интересная работа в инжиниринговой фирме, где я возглавлял направление водоснабжения и канализации. Это новосибирская фирма «Синетик», имеющая большое число филиалов в России, три филиала в Казахстане, по одному филиалу в Монголии и Германии.
В любой точке этой географии если два слова — вода и проблема — соединялись вместе, я должен был лететь туда и ее решать. На протяжении девяти лет я постоянно был «на крыле», стал «золотым пассажиром» «Аэрофлота». Вот отсюда, наверное, и звучащие в мой адрес обвинения — «гастролер», «летун»... Но это всё мои командировки, я никуда не устраивался, а прилетал, чтобы провести анализ ситуации и дать свои рекомендации. По всем адресам предприятий была получена реальная экономия электроэнергии не менее 30 процентов, сокращена в 2 раза аварийность водопроводных сетей и в 2-3 раза увеличен ресурс существующего насосного оборудования.
— На Камчатке, судя по Вашей биографии, задержались.
— Мне там пришлось оформиться на работу в должности главного инженера. В Петропавловск-Камчатский первый раз я прилетел в 2008 году по приглашению Европейского банка реконструкции и развития, чтобы наметить программу модернизации водоснабжения и канализации. Я провел обследование объектов, выдал заключение, и это заключение понравилось городским властям. Сами внедрить мои предложения они не смогли, поэтому пригласили меня. Финансирование программы, к сожалению, так и не открылось, поэтому что-то получилось, что-то нет. Но когда пришло время уезжать, у многих руководителей подразделений, а это же в основном мужчины, слезы на глаза наворачивались. Этот момент я запомнил на всю жизнь.
— А про Ижевск уже можете что-то сказать? Сколько Вы здесь?
— Прилетел на смотрины 13 декабря. Потом ждал, когда перешлют из Иркутска допуск к документам с грифом «совершенно секретно». С 20 января, как только допуск поступил в Ижевск, меня назначили.
— Ознакомились с принятым на себя хозяйством?
— Да.
— И?
— Ничего фатального нет, просто здесь процессы очень сильно запущены. С начала «нулевых» 90 процентов «Водоканалов» страны провели мощную реорганизацию и техническое переоснащение. В Ижевске ничего этого сделано не было. Такое впечатление, как будто бы на машине времени вернулся на 15 лет назад. Пятнадцать лет «спящая красавица».
— Что делать?
— Какого-то чудодейственного рецепта не бывает. Сейчас обсуждается повышение тарифа, но прежде всего надо разобраться с издержками. Приведу пример. Первый раз в жизни такое встречаю. На любом «Водоканале» есть производственно-технический отдел (ПТО). В «Ижводоканале» их три! Есть собственно само ПТО. Там работает 10 человек. Есть «отдел помощи ПТО», занимающийся выдачей техусловий, хотя это основная функция ПТО. Там тоже 10 человек. И есть еще «отдел стратегического мышления» для ПТО, где еще 5 человек сидит. Итого — 25 человек! Это за рамками оптимальных пределов численности. Штат ПТО не может превышать 8-10 человек. И так везде и во всем.
Здесь столько руководителей, что я на оперативку не могу всех в своем кабинете собрать. Поэтому я собирал только замов, а они уже транслировали информацию дальше по подразделениям предприятия. Кто-то правильно транслировал, а кто-то неправильно, мол, «хана, ребята, Пискайкин пришел и всех рабочих на 30 процентов сократит». В чем моя ошибка? В той жесткой ситуации, когда надо было то ли техникой заниматься, то ли финансы спасать, то ли объекты смотреть, я упустил коллектив. И те, кто боялся за свое кресло, сыграли на чувствах людей, запустили обращения в адрес главы города, главы республики.
— Держу в руках Ваше объяснение в адрес мэра по всем обозначенным в обращении работников «Ижводоканала» вопросам. Пять страниц текста. Специально не стану забуриваться в аргументацию. Возможно, техническую часть объяснения Ваших управленческих решений стоило бы опубликовать, например, на сайте предприятия. Скажите, а какие общие задачи поставило перед вами руководство Ижевска?
— Работать честно. И сделать «Ижводоканал» лучшим в России. Я спросил: «Помощь будет?» Мне ответили: «Да, будет». Поэтому пока живу надеждами. Становление предприятия зависит от многих обстоятельств. Надо смотреть организацию труда, техническую вооруженность. В условиях политизированного тарифа, который не менялся в Ижевске с 2011 года, единственный путь — это научить людей зарабатывать.
В Ижевске тариф покрывает 85 процентов наших затрат, но аналогичная ситуация в большинстве городов. Что делать? Надо снижать аварийность. Как? Так рецепты-то простые — берите качественные материалы. Поговорку знаете «Скупой платит дважды»? Я своим подчиненным всегда говорил: «Скупой платит трижды». Вот это надо брать на вооружение, и тогда не возникнет «вторых счетов».
— А что у Вас за конфликт с рядом крупных застройщиков?
— В Ижевске сложилась своя специфика. Первый раз с этим сталкиваюсь. Здесь появился очень выгодный бизнес — стать «транспортёром». По закону обязанность «Водоканалов» подводить инженерные коммуникации до стен многоквартирных домов. «Водоканал» может строить их сам, а может передать работы через торги тому же застройщику, но сохранив за собой технический надзор за их проведением. Принципиально здесь то, что сети остаются в муниципальной собственности. В Ижевске же «Ижводоканал» в какой-то момент согласился с тем, что строители начали сами строить инженерные коммуникации, что привело к появлению перепродавцов. Строительство сетей проходило в отсутствии четких техусловий, которые бы определяли стандарты качества материалов и оборудования — задвижки только такие, насосы — только мировых лидеров. Сейчас строители настаивают на том, чтобы я продолжал класть стальные трубы. И это в Родниковом-то крае, где сталь в обводненных грунтах вообще не живет! Спрашивается, почему у нас такая высокая аварийность? Если хочешь навести порядок — по шерсти никак не получается.
— Скажите, а Ваша семья перебралась из Ангарска в Ижевск?
— Нет. У меня же сын в выпускном классе, внуки, матушка у супруги пожилая. Семья уже привыкла, что я в самолете живу. Поэтому я в Ижевске как бы в длительной командировке. Задачи мне глава города поставил. Сейчас это вопрос времени.
— И сколько?
— Зависит от инвестиций. Надеюсь, что в Ижевск меня позвали не зря, и надеюсь, что у руководства города ориентиры не поменяются.