Самарский врач-невролог Ян Власов, специалист по лечению рассеянного склероза, прицеливается к креслу депутата Государственной думы. Он активно участвует в праймериз «Единой России», развернув широкую рекламную кампанию, включающую размещение плакатов на билбордах и иные средства.
Доподлинно неизвестно, кто именно является спонсором избирательной кампании самарского доктора. Однако его карьерный путь указывает, что за спиной Власова могут стоять крупные фармацевтические концерны, пытающиеся получить своего лоббиста в стенах Госдумы.
На эту мысль наталкивает тот факт, что доктор Власов известен не столько как блестящий невролог, сколько как неутомимый общественник. Президент Общероссийской общественной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом (ОООИ-БРС) и глава Общественного совета по защите прав пациентов в Росздравнадзоре, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Общественного совета при Минздраве РФ, член Международной Федерации рассеянного склероза (MSIF) и рабочей группы MSIF по поддержке России, а также член Европейской Платформы пациентов с рассеянным склерозом (EMSP, подразделение департамента социальной политики Европейского Союза).
Столь активное участие в разнообразных околомедицинских организациях, советах и федерациях требует немало сил, а вот средств, как правило, не приносит — ведь все это происходит на общественных началах. Однако чаще всего членство в подобных советах может использоваться их участниками для лоббирования интересов тех или иных фармкомпаний, которые продвигают свои препараты. Иногда врачей даже привлекают к скрытой борьбе за рынок.
Признаки подобной деятельности предположительно можно обнаружить в истории господина Власова. Изначально его ОООИ-БРС благополучно сотрудничала с израильской компанией TEVA, которая поставляла единственный на тот момент эффективный препарат для лечения рассеянного склероза — «Копаксон». Однако в конце 2013 года он обрушился с беспощадной критикой на израильскую компанию, заподозрив ее в монополизме на рынке лекарств для рассеянного склероза, одностороннем прекращении поставок, завышении цен и других смертных грехах — например, развале патронажной службы.
«У нас 400 сотрудников были инвалидами, они лишили их рабочих мест, отказались оплачивать работу медсестер, почему и развалилась эта структура», — высказывал он своё мнение в СМИ.
Власов тогда грозил израильской компании судом.
«Нас всех это беспокоит, — кипятился он. — У нас было несколько совещаний с докторами, они говорят, что аналогичная непростая ситуация складывается и в регионах. Нет никакой информации о том, как препарат будет поставляться, как будет производиться его обслуживание».
Весь этот скандал, судя по всему, разгорелся не на пустом месте. Через год TEVA должна была открыть завод в Ярославле, получив льготы как условно российский производитель при госзакупках. Однако это шло якобы вразрез с планами компании «Фармсинтез», которая примерно тогда же запускала свой препарат-конкурент для лечения рассеянного склероза. И кампания по дискредитации израильской компании в СМИ могла идти как раз в связке с грядущим выходом российского лекарства.
Впрочем, патриотом отечественного производителя Власов был не всегда — и, возможно, небескорыстно. За два года до этого в интервью журналу «Ремедиум» доктор на все лады расхваливал препарат для лечения «Гиления» швейцарского производителя Novartis. Мол, он и эффективный, и безопасный, и прошел все международные клинические испытания, а российские врачи-неврологи имеют информацию об этом препарате и готовы рекомендовать его пациентам.
«„Гилениа“ является дорогостоящим лекарственным средством, которое пока еще широко не применяется в РФ. Для того чтобы его использование стало более массовым, необходимо внесение этого лекарственного препарата в стандарты лечения больных рассеянным склерозом (РС), утвержденные Минздравсоцразвития России, включение в Перечень жизненно важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а также внесение его в протоколы ведения пациентов с РС, разработанные ведущими исследовательскими медицинскими учреждениями РФ», — без обиняков призывал он.
Здесь можно увидеть признаки прямого лоббирования интересов швейцарской компании. Возможно, что за подобную поддержку со стороны авторитетного доктора тот получил более чем щедрое вознаграждение. Ничего личного — просто бизнес, ведь объем госзакупок лекарственных препаратов исчисляется миллиардами рублей, и подобные инвестиции с лихвой покроются в случае успеха.
Скорее всего, с депутатским мандатом «общественная работа» у Власова может пойти еще бойчее. Выиграют ли от такого депутата его избиратели — вопрос уже десятый и даже риторический.