Депутатские слушания по концепции изменений в Генплан Ижевска прошли на удивление тихо и спокойно. Главный архитектор Некрасов почти полчаса рассказывал о том, что кардинальных изменений в плане нет, а депутаты почти молча проглотили эту информацию. И дело, скорее всего, вовсе не в духоте помещения, в котором не работал кондиционер. Просто не было смысла напрягать голосовые связки.
Когда главный архитектор Ижевска Владимир Некрасов вошел в зал, где собрались депутаты, даже непосвященный мог понять, кто этот человек, — по указке, папке и плотному кольцу окруживших его избранников. Надо отметить, беседа депутатов с архитектором о Генплане до заседания была в разы активнее, чем обсуждение документа непосредственно во время мероприятия.
По словам Владимира Некрасова, Генплан, принятый в 2006 году и уже претерпевший изменения в 2009-м, сейчас существенно не меняется. Архитектор сообщил, что больше всего хлопот доставили собственники земли, чьи участки волею авторов Генплана и землеустроителей оказались в двух зонах — например, промышленной и зоне деловой застройки. В таких условиях ни о каком расширении производства, магазина или еще чего-либо и речи быть не может — разрешение на это получить просто невозможно. Поэтому, очевидно, в интересах таких собственников в новом Генплане двояким участкам присваивается статус какой-то определенной зоны.
Впрочем, новая редакция Генплана, как выяснилось, на руку не всем собственникам земли. На карте Ижевска появятся два «белых пятна», лишенных регламента, то есть статуса, из-за чего накладывается мораторий на какие-либо манипуляции с этими территориями. В первую очередь речь о набережной Ижевского пруда ниже улицы Милиционной.
«Несколько десятков собственников у этой земли, и, чтобы не было анархии с застройкой этой территории, после долгих обсуждений совместно с городом, с правительством УР было принято решение внести изменения в Генплан, в котором набережная теперь без регламента. Это мораторий на застройку данной территории на определенный период», — сообщил Владимир Некрасов.
То есть без регламента город не сможет выдать ни одно разрешение на строительство чего-либо на этой территории. Казалось бы, это верное решение, способное защитить набережную от разномастных построек всех цветов и стилей. Однако история второго такого «белого пятна» кидает тень сомнения на истинные мотивы принятого решения.
Как выяснилось, также после некоторых дебатов было принято решение лишить регламента и огромный участок земли от ипподрома до Орджоникидзе вдоль улицы Ленина. Владимир Некрасов вскользь упомянул, что в будущем на этой территории планируется создать рекреационную зону со спортивным либо развлекательным уклоном, но пока, чтобы «не провоцировать собственников на застройку», на участок накладывается мораторий.
И выглядит все это как консервация до определенных времен. Которые, вероятно, могут быть связаны с планами премьера Виктора Савельева на этот участок. 2 августа на пресс-конференции председатель удмуртского правительства заявил, что, возможно, в районе ипподрома будет построен Диснейленд. И уже даже в Ижевск приезжали специалисты из питерской компании, которая сейчас работает над мастер-планом обширной рекреационной зоны.
«Сказали, что уникальнее места в центре города они нигде еще не видели, — поделился Савельев. — И если с учетом ландшафта они сделают там правильные привязки города развлечений для ижевчан и гостей нашей республики, получится конфетка. А потом, если этот мастер-план будет, я думаю, что в центр города найдутся инвесторы. Сегодня людям нужно хлеба и зрелищ. Хлеб они, дай бог, сами заработают, а зрелища им нужно предоставлять в виде услуг».
Вот и получается, что мораторий, вероятно, наложен как раз в ожидании мастер-плана и инвесторов, чтобы, не дай бог, собственники расхваленной территории не спутали карты.
За время, отведенное на прения, депутаты задали три вопроса, пару реплик произнесли приглашенные общественники. Причину столь явной инертности обычно шумных и словоохотливых народных избранников озвучил заместитель председателя постоянной комиссии Гордумы по вопросам развития территории, градостроительства, землеустройства и экологии Игорь Стыценко. Он напомнил собравшимся в зале, что у Гордумы нет полномочий каким-либо образом влиять на разработку и принятие Генплана, так как это по 86-му закону — полномочия правительства. И чтобы изменить существующее положение, Игорь Стыценко предложил создать рабочую группу, которая займется «продвижением идеи корректировки 86-го закона» в правительство и главе региона.
«Генплан города — это наш план развития до 2025 года. Да, наверное, с точки зрения управления в регионе, а Ижевск является его столицей, целесообразно этот вопрос оставить на уровне республики. Но во исполнение этого документа мы принимаем ряд других документов — это правила землепользования, это проекты планировки, как раз вот эту работу я бы предложил передать на уровень Гордумы. В этом мы сможем помогать в разрешении градостроительных конфликтов и их предотвращении и оперативно реагировать на проблемы», — предложил Игорь Стыценко.
А пока же складывается ощущение, что Генплан — это документ, который хоть и принимается на много лет, но может постоянно меняться в угоду тем или иным заинтересованным лицам. И очевидно, что такая ситуация не только в Удмуртии.
«Как работает Генеральный план на самом деле? А никак… висит себе и висит за спиной у главного архитектора. Когда надо кому-то отказать в вежливой форме, к нему оборачиваются и говорят: ну вот же, это не предусмотрено по Генплану, — написал в одном из екатеринбургских изданий блогер Александр Антонов. — Когда надо реализовать фантастический застроечный проект „нужного“ девелопера или какую-нибудь диагонально-вылетную магистраль за федеральное финансирование, к Генплану никто не обращается… Потому что, скорее всего, ни застройки на этом месте не предусмотрено, ни места нет для вылетной магистрали».
О бесполезности Генплана говорит и то, как документ принимается. Владимир Некрасов сообщил, что изменения в Генплан прошли несколько стадий обсуждений на различных уровнях, пережили многочисленные дебаты и корректировки, впереди ждут публичные слушания и согласования с властями приграничной территории — Завьяловского района. Выглядит как адская работа. На самом же деле очень показателен пример, когда пришлось свернуть строительство жилого комплекса, так как выяснилось, что в стройплощадку, оказавшуюся на территории Завьяловского района, упирается предусмотренный Генпланом Ижевска проспект Калашникова. А ведь документ был согласован. Правда, видимо, прочитан по диагонали, иначе застройщик не получил бы разрешение на возведение многоэтажки посреди будущего проспекта.