Полная версия Мобильная версия

Миллиард точно потеряли. Удмуртия подсчитывает убытки от летней засухи

K 3662
J
Дмитрий Манылов

Введение чрезвычайных ситуаций, связанных с засухой, приобретает в Удмуртии строгую цикличность — это происходило в 2010-м, 2013-м, и вот опять со 2 сентября 2016 года в связи со значительным ущербом посевам сельскохозяйственных культур из-за атмосферной и почвенной засухи глава республики Александр Соловьев подписал распоряжение о чрезвычайной ситуации.

Фото:  ria56.ruВ документе дается поручение Минсельхозпроду Удмуртии разработать план мероприятий по снижению масштаба ущерба, главам муниципалитетов рекомендовано создать оперативные штабы по определению масштаба потерь и принять меры по смягчению последствий засухи.

«Наверняка такое решение необходимо, чтобы запросить финансовую помощь сверху, обосновать страховые платежи», — высказал свою версию в социальных сетях заслуженный журналист Удмуртии Анатолий Гончаров.

Есть, конечно, и другие резоны, но в любом случае прямого агротехнического влияния на сохранность посевов оказать не получится — остается подсчитать ущерб и определиться с тем, как его восполнить.

Николай Широбоков. Фото: © «ДЕНЬ.org»«В первую очередь нужно думать о будущем годе, если многолетние травы погибнут, то в 2017 году при проведении весенних полевых работ необходимо будет их чем-то заменить — или однолетними, или силосными, или увеличить посевные площади кукурузы», — пояснил «ДЕНЬ.org» начальник управления растениеводства и земельных отношений Минсельхозпрода УР Николай Широбоков. По его словам, на сегодняшний день 70% грубых и сочных кормов для местного животноводства — основы агропромышленного комплекса Удмуртии — дают посевы многолетних трав, которые в этом году как раз особенно сильно пострадали от засухи.

Удар по молочной программе

«Только весной был проведен подсев многолетних трав на площади 80 тысяч гектаров, — отметил Николай Широбоков. — Некоторые участки полностью высохли, мы все ждали, что дожди пройдут и ситуация восстановится, но дожди были локальными и не повлияли на ситуацию».

«Из-за засухи у нас посевы многолетних трав этого года на 100% погибли, — рассказал агроном СХПК «Колос» в Вавожском районе Андрей Родионов. — Кроме того, начала сохнуть кукуруза — пришлось начать убирать ее раньше времени. На 224 гектарах в первой декаде августа посеяли озимый рапс — всходов нет».

Фото: rbash.pnzreg.ruПодобные проблемы характерны не только для «Колоса», но и для других хозяйств Удмуртии, особенно в северных районах, где уборка начинается чуть позже, — они попали в самую жару.

«Урожайность кукурузы, поздней культуры, обычно 300–400 центнеров с гектара, — подтвердил Николай Широбоков, — сейчас же упала до тридцати по некоторым хозяйствам, то есть там получили в 10 раз меньше зеленой кормовой массы. Многолетние травы весной сеются на глубину один сантиметр, у них корневая система глубоко вниз не ушла, и они значительно пострадали».

Нынешняя засуха в основном ударила по кормовой базе животноводства, то есть по ресурсам, необходимым, например, для выполнения программы по ежегодному производству в Удмуртии миллиона тонн молока к 2020 году, — как будто сама природа решила посмеяться над амбициозными планами чиновников.

Для восстановления кормовой базы понадобятся значительные средства, например, на то, чтобы закупить в большом количестве семена многолетних трав для будущего подсева. Николай Широбоков предположил, что хозяйствам придется решать эту проблему за счет собственных средств. На вопрос о том, ожидается ли какое-то возмещение ущерба от страховых компаний по агрострахованию, он ответил вполне определенно: «По страховке нет, у нас сейчас не страхуют».

Заглохла страховая машина

Фото: asn-news.ruНа портале Агентства страховых новостей выложена карта России, на которой по каждому региону можно посмотреть объемы средств государственной поддержки  сельхозпроизводителей на частичную оплату страховой премии, которую они выплачивают страховщикам при заключении договоров по агрострахованию. Согласно этой карте в 2016 году агрострахование с господдержкой в Удмуртии вообще не осуществлялось.

При этом в республике действует положение о предоставлении субсидии на возмещение аграриям части затрат по расходам на выплату страховых премий. В отчетах Минсельхозпрода Удмуртии за первое полугодие указано, что из 9,5 млн рублей, выделяемых на эти цели федеральным бюджетом, и 500 тыс. рублей республиканских ассигнований на 30 июня 2016 года не было использовано ничего. Судя по заявлению Николая Широбокова, ничего и не будет использовано.

Фото: taminfo.ruПервого августа этого года в положение о субсидировании были внесены изменения. Во-первых, они касались того, чтобы дополнить перечень посевов сельскохозяйственных культур, страхование по которым субсидируется, многолетними насаждениями. Видимо, уже в начале августа было понятно, что именно многолетним насаждениям засуха нанесет наибольший ущерб, и чиновники решили восполнить нормативный пробел. Однако предугадывать развитие ситуации с засухой могут не только в Минсельхозпроде, но и в страховых компаниях, поэтому естественно, что оформить страховки и получить возмещение по потерям этого года было уже нереально.

«Даже с условием компенсации страховка стоит слишком дорого», — посетовал Андрей Родионов.

Другая причина пробуксовки страховых механизмов, как прокомментировали в Минсельхозпроде УР, состоит в том, что страховщики устанавливают слишком жесткие критерии выплаты страхового возмещения, — велик риск не получить его, нарушив хотя бы одно из многочисленных условий страхового договора. Не рвутся наши хозяйства страховаться,  как сказал Николай Широбоков.

Возможно, что на это есть и еще одна причина. В конце прошлого года, по информации, публиковавшейся некоторыми местными СМИ со ссылкой на заместителя начальника отдела по борьбе с коррупцией Управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД по УР Василия Смирнова, расследовалось дело о хищении средств, как раз выделявшихся на агрострахование. С тех пор в Минсельхозпроде Удмуртии прошли серьезные кадровые перестановки, и нынешние чиновники вряд ли с большой охотой возьмутся теперь раздавать субсидии на оплату страховых услуг.

В Удмуртии идет мониторинг неиспользуемых земель, данные понадобились в связи с вступлением в силу нового закона, сократившего срок изъятия зарастающих елками гектаров у нерадивого собственника. Предполагается, что эта мера быстро наведет порядок в бескрайних полях, где вместо сорняка и леса начнут расти сельскохозяйственные культуры. Но в Россельхознадзоре говорят — закон бессилен, пока не решена куда более серьезная и менее поддающаяся решению проблема... Читать далее...Надо сказать, что, судя по упоминавшейся уже карте, агрострахование в России «замерло» практически во всех регионах. Честно говоря, оно по-настоящему и не было развито, но все-таки в прошлом году суммы фактически перечисленной господдержки там были выше. На днях прошла информация о том, что Национальный союз агростраховщиков предлагает правительству внести 23 поправки в законодательные документы, регулирующие господдержку страхования сельхозпроизводителей. Может быть, позволят запустить механизмы страховой защиты на селе, но когда это будет?

C источниками финансирования мероприятий по восстановлению кормовой базы удмуртского животноводства возникает серьезная проблема — большинство хозяйств «на мели», бюджет Удмуртии глубокодефицитен и не в состоянии справиться с госдолгом, страховщики не помогут. Что касается размера ущерба, то он сейчас как раз будет уточняться в рамках мероприятий по ликвидации ЧС. Сегодня можно сказать лишь, что это будет меньше, чем в 2010 году, когда потери превысили 4 млрд рублей, но точно не менее миллиарда рублей — сумма при нынешней экономической ситуации в республике тоже весьма чувствительная.


Читайте также