Полная версия Мобильная версия

Доктора блюзовых наук. В Ижевске Крамер и его команда крепким электрик-блюзом раскачали 700 человек

K 4106
J
Александр Поскребышев

 

В недавнем филармоническом концерте пианист Даниил Крамер, итальянский гитарист Роберто Морбиоли и трио Blues Doctors вполне ожидаемо выдали крепкий «американский» боевик. В сюжетах этого музыкального боевика главный герой — электрический блюз — связался с очень хорошей компанией «ребят» из джаза, фанка и рока.

Творческий генератор и мотор абонемента Даниил Крамер всегда работает за роялем как энергоблок атомной электростанции. Фото: Александр ПоскребышевКому борщ, кому — котлеты!

В абонементных концертах маэстро Крамера в России периодически «входят в тренд» замены музыкантов. При этом замены ничуть не хуже, а порой, на вкус и слух обозревателя «ДЕНЬ.org», даже лучше заявленных в первоначальную афишу фигурантов.

С известным блюзмейкером Роберто Морбиоли (Roberto Morbioli) произошла аналогичная история. В десятиматчевом гастрольном туре по России Blues Power он сменил афроамериканскую вокалистку Дебору Пьер (Deborah Pierre).

Роберто Морбиоли. Фото: Александр Поскребышев— Помимо российского тура, у Деборы примерно в эти же сроки были другие контракты, и она начала выбирать, что ей удобней. Причем вопрос упирался даже не в гонорарные суммы, а касался логистики. Когда мы поняли, что переговоры затягиваются, я принял решение искать другого музыканта, — Даниил Крамер раскрыл причину замены фронтмена в поездке.

В поисках хедлайнера пианист обратился к лидеру трио Blues Doctors Владимиру Демьянову, и уральский мастер электрик-блюза посоветовал присмотреться к давнему партнеру по сцене.

— Мне оказалось достаточным посмотреть ссылки в YouTube, присланные Володей, чтобы взять Роберто в наш тур, — заключил абонементмейстер.

Однако в будущем маэстро Крамер не отказался откатать программу с госпожой Пьер, дополнив свое знатное коллекционное собрание концертов с певицами.

— Потому что Дебора другая! — воскликнул музыкант. — Ее не надо сравнивать с вокалистками, которые прежде были представлены в моем абонементе. Это все равно что сравнивать борщ и котлеты! Все они хороши, но все равно это разные вещи.

Музыка ушами, а не пальцами

В своей карьере Роберто Морбиоли «делал музыку» на одной сцене с самыми серьезными мэтрами «махрового» американского блюза. При этом Даниил Крамер играл джаз с его мировыми маяками калибра заокеанского белого гитариста Джона Аберкромби (John Abercrombie).

Приближая карьерные «треки» двух музыкантов к некоему «общему знаменателю», сам собой возникал вопрос о «состоянии здоровья» джаза и блюза на их исторической родине.

Главный «доктор» в трио Blues Doctors — обаятельный и виртуозный Владимир Демьянов. Фото: Александр Поскребышев— Сложно сказать о том, что популярней у американцев — «ихний» футбол или бейсбол. Не менее сложно понять, что предпочтет заокеанский меломан, выбирая между блюзом и джазом. Как вы думаете, они сосуществуют, легко «перетекают между собой» либо не теряют собственной самости? — полюбопытствовал наш репортер.

— В Америке блюзовые и джазовые концерты нередко проводятся на одних площадках. Просто у них бывают разные акценты, хотя крупных блюзовых ивентов там, конечно же, больше, — Роберто лаконично дипломатично выразил точку зрения блюзмена.

— В России и в развитых в джазовом отношении европейских странах у части джазменов существует мнение о том, что блюз — это достаточно примитивная по гармонии и технологии музыка. Не скрою, что когда-то схожего мнения придерживался и я. Но как-то раз, неподалеку от Атланты, мне довелось попасть на площадку, где собрались в основном темнокожие блюзмены из южных штатов. Ошибочно думая, что в «блюзе все просто», я полез на сцену и очень быстро понял, что я не могу сыграть эту «простую» музыку как натуральный блюзовый музыкант, — Даниил Крамер искренне высказывался с «колокольни» джазмена. — У меня из-под пальцев шла «другая» музыка. Музыканты играют не пальцами, а ушами, и в моих ушах стояла совсем другая музыка. И тогда я понял, что блюз — это оригинальный язык, на котором надо уметь разговаривать. И иногда между джазом и блюзом я слышу кардинальную разницу. Джаз более информативен, а блюз, может быть, более чувственен. В то же время это совсем не означает, что джаз менее эмоционален. Но у джаза, особенно у современного, начиная, наверное, с би-бопа, упор больше идет на информатику. В блюзе этой информатики почти нет. В нем все основывается на чувстве. Главный язык блюза — это чувственность. Причем чувственность, доведенная до максимума. И мне это очень нравится. Поэтому, играя вместе с блюзменами, я с удовольствием окунаюсь в новую атмосферу, несвойственную джазу. В ней царят простые ритмы, аккорды и сочетания.

Сутки на акклиматизацию и майский привет от Бутмана

Глубокое погружение в воздух блюза и обратная дорога в джаз не проходят бесследно. Этот двусторонний процесс для Даниила Крамера сопровождается акклиматизацией.

Если бы фронтмены тура Blues Power дали бас-гитаристу Владимиру «Бобу» Апаницыну больше «слов» в сольных партиях, то концерт в Ижевске мог стать круче самого крутого. Фото: Александр Поскребышев— В Ижевске мы играли шестой концерт в туре, и только сейчас я ощутил, что по-настоящему влился в команду, — признался пианист. — И чтобы выйти из этого состояния, у меня будет очень мало времени — всего сутки.

Не случайно, пусть в шутку, но очень своевременно, Игорь Бутман написал другу и коллеге по джазовому цеху на его странице в социальных сетях:

— Даня, вернись в джаз! И как хорошо, что Роберт Анчиполовский вернет тебя обратно.

Один из символов отечественного джазового саксофона имел в виду предстоящий в середине февраля московский проект «Шоу саксофонов», где Даниил Крамер выступит в концерте с американским саксофонистом Винсентом Хэррингом (Vincent Herring), входящим в топ-5 в актуальном мировом би-бопе.

К доброму слову об Игоре Бутмане добавим, что 6-7 мая он и его биг-бэнд сыграют в Ижевске и Воткинске на фестивале искусств «На родине Чайковского» и солистом в этой феерии будет пианист Олег Аккуратов.

Две печали жителя Чикаго и линия «от Ё до ё»

— В Америке у меня есть друг — белый джазовый гитарист, который мне однажды пожаловался: «Даня, у меня в жизни две серьезные проблемы. Первая — я белый. Вторая — я живу в Чикаго. Для того чтобы играть джаз, лучше быть черным и жить в Нью-Йорке», — Даниил Крамер не уточнил имя друга, и можно было предположить, что это не Джон Аберкромби. — А вот для меня такой проблемы не существует! Повторю, что в музыке любое сравнение субъективно. Хотя уровень профессионализма — вещь весьма объективная. Поэтому всех музыкантов, которых я приглашаю в свои абонементы, отличает высочайшее мастерство.

Уральский ударник блюзового труда Максим Плетнев тоже мог бы «высказываться» гораздо чаще. Фото: Александр Поскребышев— Это как знак качества «от Крамера». Вы «выдохните на печать» и ставите «личное клеймо».

— Саша, я не раз повторял тебе в своих интервью, что мне совершенно неважно, где живет музыкант. Мне важно лишь одно — как он играет! Всё! Поэтому я и выбрал Blues Doctors!

Исходя из «формулы Крамера», в музыкальном наполнении культурной жизни Ижевск давно белой завистью может завидовать уральским соседям.

Как мы говорим «от Ё до ё», в том смысле, что у вас в музыкальном Екатеринбурге есть всё! Классика, рок, джаз, фанк, блюз, и всё играется талантливо! — корреспондент «ДЕНЬ.org» попытался ёмко выразить завидующую суть. — Может быть, всё дело в какой-то уральской «магнитной аномалии»?

— Я склонен считать, что талант — это замечательное свойство. Таланты есть везде, и я уверен, что в Ижевске талантливых людей не меньше, чем в Екатеринбурге. Но все-таки талант без труда далеко не всегда оказывается успешным вариантом развития, — ответил «главврач» Blues Doctors и один из лучших блюзовых гитаристов страны Владимир Демьянов. Ответил не только за себя, но и за бас-гитариста Владимира «Боба» Апаницына и ударника Максима Плетнева. — Наверное, главная причина состоит в том, что в нашем городе есть пути для занятий музыкой и перспективы для развития музыкантов. А еще немаловажно, что у нас есть талантливые менеджеры. А быть хорошим менеджером — это тоже искусство. Музыка — это наша страсть. Мы любим играть живую музыку, и очень здорово, что благодаря блюзу мы можем общаться с людьми, обогащать свой музыкальный язык, обзаводиться новым опытом и видеть мир!

 


Читайте также