Полная версия Мобильная версия

Дорожная «мафия». Как наживались с дорог при Волкове и кого согнал с этой кормушки глава Удмуртии?

K 9712
J
Сергей Щукин

Министр транспорта и дорожного хозяйства Денис Агашин и руководитель ГУ «Управтодор» Денис Абрамов. Фото: архив газеты «День»Сотни миллионов в год через фирмы-прокладки так называемой «группы Агашина». Ни одного метра дорожного полотна мимо «кармана» креатуры президента Волкова и премьера Питкевича. С 2010 года дорожную отрасль Удмуртии начали откровенно «доить» в пользу организованной группы юридических и физических лиц.

Схемы условно законного изъятия казённых средств с каждой закупки битума или щебня никем и ничем не маскировались. Между производителями материалов, используемых при строительстве и ремонте дорог, и республиканским ГУП УР «Удмуртавтодор» всегда выстраивалась цепочка посредников. Все посредники были аффилированы с группой лиц, лидером которой считался любимец экс-президента Волкова Денис Агашин.

Бывшие премьер Юрий Питкевич и президент Александр Волков, должно быть, с большой заинтересованностью ждут реванша от своего политического подроста. Фото: архив газеты «День»Хотели как хуже

Интерес к дорожным деньгам молодому в то время депутату-предпринимателю, очевидно, привил старший товарищ премьер Юрий Питкевич. Последний воспользовался тем, что главный дорожник республики Александр Соловьёв в начале нулевых годов перешёл на постоянную работу в Госсовет Удмуртии.

Весной 2006 года детище Соловьёва – «Удмуртавтодор» даже попытались банкротить и пустить с молотка. С рядом предприятий дорожной отрасли, например с ГУДП УР «Игринское», это удалось сделать. ГУП «Удмуртавтодор» повезло – его спас честный конкурсный управляющий Виктор Кужелев. В июне 2008 года санированное конкурсным управляющим предприятие было возвращено в распоряжение правительства УР. И тут опять началось.

На первых порах председателю Госсовета УР Соловьёву удалось настоять на назначении руководителем «Удмуртавтодора» профессионального дорожника Рината Гайфуллина, но Питкевич с Волковым тут же «уравновесили» его своим человеком – первым заместителем Маратом Нуриевым. Ситуация «двоевластия» в «Удмуртавтодоре» продлилась до 2010 года, когда контроль над финансовыми потоками в дорожной отрасли окончательно отошел к «группе Агашина».

Схема поставок дорожно-строительных материалов, созданная бывшим начальником ГУП УР «Удмуртавтодор» Денисом Щелкановым под «группу Агашина». Источник: «ДЕНЬ.org»В министры-капиталисты

В конце ноября 2009 года Денис Агашин был назначен министром транспорта и дорожного хозяйства республики. Пробыл он в этой должности всего год, но карт-бланш получить успел. В сентябре 2010 года во главе ГУП УР «Удмуртавтодор» встал его однокурсник Денис Щелканов, руководитель множества «агашинских» коммерческих структур.

В студенчестве, по слухам, Денис Щелканов прикрыл Дениса Агашина в неприятной криминальной истории, случившейся в университетском общежитии на ул. Майской,  с тех пор они вместе и очень близки. Фото: «ДЕНЬ.org»После смены власти в крупнейшем дорожном предприятии республики все сделки по приобретению товарно-материальных ценностей (битума, щебня и т. д.) начали производиться только через свои юридические лица – ООО «КамаТрансОйл», ООО «Удмуртский промышленный холдинг» (УПХ) и ООО «ИжНерудТорг».

Часто в цепочке посредников участвовали все три вышеназванных юридических лица. В разное время ими владели и возглавляли одни и те же юридические и физические лица. Их объединяло одно – прямое участие или близость к братьям Денису и Максиму Агашиным.

Документально подтверждено даже то, что бухгалтерские отчёты формально независимых предприятий «группы Агашина» неформально сверялись и корректировались из одного центра, а сотрудники разных компаний в реальности работали в одних офисах.

«Агашинский» земельный участок в местечке Playa de cabo Roig (Мыс долины Парусников) на юго-востоке Испании. Источник: dayudm.ruБолее глубокое изучение выписок из ЕГРЮЛ вскрывает анатомию и других сделок, прямо не связанных с дорожной отраслью. Например, в учредителях ООО «УНК «Гранит» (см. схему) до сих пор сидит кипрская офшорка – компания Solagran Limited, известная своим участием в приватизации Сарапульского речного порта и крупнейшего автоперевозчика – ОАО «ИПОПАТ».         

Таким вот большим тортом виделась «команде Агашина» работа их шефа в должности министра транспорта и дорожного хозяйства. Фото: facebookЧудо на Рождество

За два месяца до отставки бессменного президента Удмуртии случилось то, что, наверное, никто не ждал. В конце декабря 2013 года (в аккурат накануне дня рождения Волкова) Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по УР начала масштабную проверку ГУП УР «Удмуртавтодор», которая продлилась все новогодние и рождественские праздники. Уже 14 января был составлен обширный акт выездной налоговой проверки, который вручили уполномоченному лицу предприятия ровно за месяц до смены власти в республике.

По данным проверки можно представить масштабы возможных злоупотреблений. Так, за три года, с 2010-го по 2012-й, только у двух «агашинских» юрлиц – ООО «ИжНерудТорг» и ООО «КамаТрансОйл» было приобретено дорожно-строительных материалов на общую сумму 915,3 млн рублей (с НДС). Причем резкий рост объемов начался сразу после назначения Дениса Щелканова. В 2011 году объем сделок вырос по отношению к предыдущему году в 2,7 раза, в 2012 году еще в 2,3 раза, но уже по сравнению с 2011 годом.

Фото: архив газеты «День»Налоговиков волновало необоснованное, по их мнению, уменьшение базы налогообложения ГУП УР «Удмуртавтодор» из-за завышенных расходов на приобретение дорожно-строительных материалов. Но не менее интересно, какие суммы казенных средств остались за несколько лет на расчётных счетах компаний «группы Агашина».

Налоговики лишь констатировали наличие «цепочки взаимозависимых лиц путём создания между ними формального документооборота». При этом реальное движение товара между этими лицами отсутствовало. Все поставки велись напрямую от производителей и их дилеров к ГУП УР «Удмуртавтодор».

Глава Удмуртии Александр Соловьёв. Фото: пресс-служба главы УРВзял и высвистнул

Май прошлого, 2015 года стал политической катастрофой не только для сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина, вынужденного добровольно-принудительно написать заявление об отставке, но и для одного из его ближайших сподвижников. 27 мая по инициативе работодателя был уволен со своего поста начальник ГУП УР «Удмуртавтодор» Денис Щелканов. Вместе с ним от дорожной кормушки были оторваны все юридические и физические лица, аффилированные с «группой Агашина».

Их уход совпал с появлением в Интернете многочисленных анонимных клеветнического характера публикаций о некоем «клане Соловьёва», якобы давно и небескорыстно контролирующем дорожную отрасль. Почему этих публикаций не было до того, как ГУП УР «Удмуртавтодор» наконец удалось очистить от ставленников бывших президента Волкова и премьера Питкевича, понять можно – боялись привлечь внимание. Каждый месяц присутствия в дорожных схемах мог приносить «группе Агашина», согласно материалам налоговой проверки, многомиллионные барыши.

Сегодня их нет, а аппетиты остались. Так что можно ожидать, что ребята за своё (то есть, конечно же, за чужое) ещё поборются. Деньги для этой борьбы у них есть, политическая площадка тоже. В избранном «при Волкове» Госсовете УР до сих пор заседают и сын бывшего президента Андрей Волков, и уволенный Соловьёвым соратник Агашина Денис Щелканов, и целый ряд других лиц, недовольных резкой сменой их статуса. Ближайшая стычка – это наверняка вопрос о сокращении численности Госсовета УР с 90 до 60 депутатов. Удастся ли Соловьёву высвистнуть всю эту «братву»? Ну, один раз же уже высвистнул…


Читайте также


comments powered by HyperComments