Полная версия Мобильная версия

Другая Украина. Основной импортный товар, поставляемый в Удмуртию напрямую, — соединения урана

K 2800
J
Дмитрий Манылов

Присоединение Украины к санкциям против России, последовавшие за этим запретительные меры в отношении украинских продуктов — хороший повод пошуметь и обменяться взаимными уколами. Однако, если всмотреться в сухие цифры таможенной статистики Удмуртии, становится понятно, что сотрудничество с Украиной продолжается очень активно, и отнюдь не в сфере продовольствия.

Фото: rbc.ruПерспектива введения взаимного продуктового эмбарго с Украиной, озвученная недавно министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым, воспринимается уже не как проблема, а скорее как необходимая формальность. По словам помощника главы Россельхознадзора Алексея Алексеенко, в случае введения Украиной «зеркальных санкций» российские поставщики не пострадают: Украина давно перестала быть для России крупным торговым партнером.

Если речь идет о продовольствии, то, безусловно, это так: украинской продукции в наших магазинах не найти. В структуре внешнеторгового оборота Удмуртии за 9 месяцев 2015 года движения по пищевым продуктам с Украиной нет совсем. Тем не менее при общем снижении внешнеторгового оборота Удмуртской Республики доля Украины в этом году выросла — с 41 до почти 48%. По объему импортных операций Украина для Удмуртии стоит на первом месте.

Главный поставщик

Фото: taxoptima.com.uaИнтересна и специфика внешнеторгового сотрудничества нашей республики. Со странами дальнего зарубежья у нас положительное сальдо торгового баланса, то есть экспортируем мы больше, чем ввозим. В структуре нашего экспорта в дальнее зарубежье преобладают нефтепродукты. Со странами СНГ ситуация иная: здесь у нас значительный перевес в сторону импорта.

Отрицательное сальдо торгового баланса с ближайшими соседями в 2015 году немного уменьшилось, правда, при этом экспорт сократился почти наполовину, а импорт всего на 18%. Дело в том, что объемы экспортных и импортных операций несопоставимы, — импорта у нас в 10 раз больше. 98% этого импорта — поставки соединений природного урана с Украины. За 9 месяцев этого года в регион ввезено более тысячи тонн урановых соединений на сумму 169,6 млн долларов США, только в сентябре объем поставок составил более 34 млн долларов —  это почти в два раза выше, чем в среднем по году, и выше среднего объема поставок в прошлом году.

Нужно сказать, что импорт из стран — участниц Таможенного союза в статистике внешней торговли со странами СНГ в расчет не берется. Поставки из Казахстана, Белоруссии, а с 2015 года еще и из Армении и Киргизии не учитываются в таможенной статистике внешнеторгового оборота. Так что лидерство Украины, по статистике СНГ, объяснимо, но отмечу еще раз: она занимает почти половину всего внешнеторгового оборота Удмуртии, включая дальнее зарубежье, при том, что по импорту республика сотрудничает с 67 странами.

Инженерный корпус "ЧМЗ" Фото: nkrus.ruВероятный покупатель украинского стратегического сырья — Чепецкий механический завод, входящий в концерн «ТВЭЛ», — одно из ведущих российских предприятий атомной отрасли. В пресс-службе ЧМЗ не стали комментировать информацию о поставках с Украины, однако других предприятий, работающих в таких объемах по «атомной» номенклатуре, в республике нет.

Сильная позиция

И зря не прокомментировали — им есть чем гордиться. В атомной отрасли, в отличие от нефтяной промышленности, Россия экспортирует в основном не сырье, то есть природный уран, а готовое топливо для АЭС. Обозначенная в годовом отчете ЧМЗ доля предприятия в мировом атомном производстве впечатляет. Запущенное в 1946 году в Глазове урановое производство занимает на сегодняшний день ключевую позицию в технологическом цикле производства ядерного топлива на основе природного урана. Доля АО «ЧМЗ» в мировом выпуске тетрафторида урана — 13,2%.

Чепецкий механический завод стал одним из крупнейших предприятий в мире и по изготовлению изделий из циркония и его сплавов, которые применяются при производстве тепловыделяющих сборок для реакторов АЭС. В мировом выпуске циркониевого проката доля ЧМЗ составляет около 17%.

Крупнейшее на Украине урановое производство "ВостГОК" базируется в городе Желтые воды. Фото: hhgg.ru В атомной отрасли мы можем констатировать очевидное технологическое лидерство. Если основными поставщиками природного урана в Европу являются Казахстан и Канада, а Россия обеспечивает только 18% их потребности в сырье, то, по информации РБК, наша страна закрывает европейские потребности в обогащенном уране для нужд АЭС на 36%.

Болгария, Чехия, Словакия и Венгрия на 100% зависят от продукции ТВЭЛ.

Украина, объявляя Россию агрессором, обмениваясь ударами на поле продуктового эмбарго, продолжает тихо и мирно сотрудничать с нашими предприятиями.

Что касается рисков прекращения поставок, то, скорее всего, они некритичны. В отчете Чепецкого механического завода за 2014 год об этом сказано скупо и по-деловому: «Политическая ситуация на Украине несет много угроз, но это в настоящее время существенно не сказалось на атомной отрасли».

Глубокий передел

Из России Украина, как и большинство европейских стран, получает готовое ядерное топливо. Разговоры о замене российского топлива на американское остались разговорами. После того как на Украине поняли, к каким последствиям может привести технологическое несоответствие топлива, спекуляции на эту тему поутихли.

Украина, по оценкам Всемирной ядерной ассоциации, занимает 11-е место в мире по производству урана. Россия — шестое, а на первом месте находится Казахстан. Поэтому как источник сырья для ядерного топлива на нужды российских АЭС Украина также не представляет ключевого интереса.

Один из важных экспортных товаров Удмуртии - изолон. Фото: nextonmarket.comИмпорт из Украины в Удмуртию намного превышает экспорт. Тем не менее о нашем сотрудничестве с соседями по СНГ тоже стоит упомянуть. Здесь основные товарные группы — это изделия черной металлургии и из пластмассы. На Ижевском заводе пластмасс нам сообщили, что проблем во взаимоотношениях с Украиной нет и поставки в натуральном измерении сохраняются примерно на одном уровне, а вот цена в этом году выросла на 20% — это еще один пример положительного влияния рублевой девальвации на работу наших экспортеров.

Тем не менее определенные проблемы взаимодействия с украинскими предприятиями у нас все-таки появляются. Об этом рассказал представитель Удмуртской торгово-промышленной палаты Игорь Пастухов. К ним уже несколько раз за последнее время обращались предприятия республики с просьбой составить письма о форс-мажоре по внешнеэкономическим сделкам с некоторыми украинскими компаниями. Украинцы задерживали оплату поставок, например, можгинской «Красной звезды». Продукция уходит на Украину, предприятие оформляет в банке паспорт внешнеторговой сделки. Информация передается в Росфинмониторинг, который отслеживает факт поступления денег по внешнеторговым контрактам. Если деньги не поступили, контролирующий орган начинает давить на поставщика, которому приходится прибегать к таким вот мерам.


Читайте также