Полная версия Мобильная версия

Это не любовь. Странные «традиции», которыми «укрепляют» сегодня в России семью, любовь и верность

K 4596
J
Сергей Щукин

Фото: © «ДЕНЬ.org»Вся тяжесть семейной жизни в одном кадре – это всё, что приходит в голову при виде увесистых замочных «гирлянд» новобрачных, нацепленных на конструкциях ограждения вдоль плотины на набережной. Большая часть тех, кто «по традиции» бросил в воду ключи от своих замков, по статистике, давно развелись.  

Традицию вешать замки в день свадьбы на «долгую и счастливую семейную жизнь», на самом деле, и традицией-то нельзя назвать, так, скорее, очередная придурь массового сознания.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Первыми свой «замок любви» повесили на мосту Понте Мильвио в Риме два выдуманных в 1992 году итальянцем Федерико Моччиа персонажа его романа «Три метра над небом»: 17-летняя студентка-отличница Баби и 19-летний уличный хулиган Стэп. Разумеется, их отношения, как зачастую случается у людей «из разных песочниц», не сложились и они расстались.

Однако, нехитрый сюжет запал в душу, и будучи четыре раза экранизирован ушёл, что называется, в массы. Так видевший множество событий исторического масштаба мост (построен в 109 г. до н.э.) превратился в место паломничества банальных римских молодожёнов. Там, в Риме эту «заразу», вероятно, и подцепили наши туристы, завезя её сначала в столицу, а затем и на периферию.

Местные власти в России, очевидно, не видя большого вреда в слабоумии, всячески способствуют укреплению новой традиции. С этой целью в местах массового появления «замков любви» устанавливаются специальные «вешалки» - металлические «деревья любви». Напрасно. Тревожный сигнал давно уже прозвучал, причём с родины дурацкой традиции. В апреле 2007 года на мосту Понте Мильвио в Риме обрушился фонарный столб. Обрушился не просто так, а под тяжестью сами понимаете чего. Так, что в соседней с Римом Флоренции мэрия уже приняла меры, введя за развешивание «замков любви» административный штраф в сумме 50 евро.

Особо «одарённые» молодожёны в Ижевске нашли для закрепления своих семейных уз пудовый «замок любви».  Фото: © «ДЕНЬ.org»Штрафами, конечно, молодожёнов (в России) не запугать. Но, прежде чем отправиться покупать перед свадьбой «замок любви», можно немного «погуглить» и обнаружить в некоторых источниках описание магических ритуалов, удивительно похожих на те, что молодые делают своими же собственными руками. Проще говоря, «невинное» баловство с «замками любви» - самый настоящий колдовской обряд, связанный с приворотом. А насильно, как известно, мил не будешь…

Параллельно стихийным «традициям» свой вклад в создание символов укрепления супружеских уз вносят и официальные лица. Так в России, начиная с 2008 года, начали отмечать «День семьи, любви и верности», искусственно приурочив его ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии.  

Считается, что этот новый праздник подняли на щит в качестве российской альтернативы нетрадиционному во всех отношениях дню Святого Валентина. Может и так, но не совсем. Известно, что «альтернатива», как идея, впервые прозвучала в маленьком (но очень древнем) городке Муром во Владимирской области. Кто-то из городских властей, очевидно, в поисках, как сейчас модно выражаться, своей идентичности вспомнил про подходящую к решению задачи историю с местными корнями.

На сегодня в России на средства спонсоров установлено несколько десятков памятников святым Петру и Февронии. Фото: © «ДЕНЬ.org»Данная история, по всей видимости, так и осталась бы в глубокой провинции, если бы не Светлана Медведева и начавшийся в мае 2008 года президентский срок полномочий её супруга Дмитрия Медведева. Светлана Владимировна, надо отдать ей должное, с помощью РПЦ поставила дело на широкую ногу. Ну, почему выбор пал именно на Пётра и Февронию? Это одному Богу известно. Вероятно, случайность. Донесли бы до Светланы Медведевой другую инициативу - были бы, наверное, какие-то другие святые.

Святые Пётр и Февронья. Спасо-Преображенский монастырь (Муром). Фреска.ruЗа что их канонизировали? – понять это, роясь в открытых источниках, невозможно. Канонизация случилась очень давно – на Московском церковном соборе в 1547 году. Свидетелей, понятное дело, нет, а единственный письменный источник - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» создан позже принятого решения. Очевидно, что это не документ, а именно литературное произведение авторства некоего Ермолая Еразма. Говоря современным языком, это - чистой воды пиар, изготовленный по заказу РПЦ с целью обосновать решение о канонизации.

Формально жизнь Петра и Февронии далека от стереотипов семейного счастья. Обстоятельства женитьбы неоднозначные, детей у них не было, оба приняли постриг и на день смерти жили в разных (разумеется) монастырях. По мнению специалистов, автор Ермолай Ераст, работавший над заказом, вдохновился от двух народно-поэтических сюжетов: сказки об огненном змее и сказки о мудрой деве.

Сюжет там и вправду фантастический. Кого интересует, можете прочесть в викитеке в орфографии автора. Коротко о сюжете: будущий святой Пётр заразился от крови убитого им коварного змея, а будущая святая Феврония согласилась его излечить только в случае, если он на ней женится. Князь обещал жениться, но (под влиянием окружения) обманул. Однако, хитроумная Феврония, видимо, предвидя необязательность Петра, слегка его не долечила. И когда у Петра случился рецидив, и он снова к ней вернулся как пациент, Феврония напомнила о неисполненном обязательстве. В общем, ради здоровья Петру всё ж таки пришлось на целительнице жениться. Обычная жизненная история, за такое не канонизируют.

Всё, что осталось от слов «Совет да любовь» в основании очередного «древа любви». Фото: © «ДЕНЬ.org»Прототипом Петра считается реальный муромский князь Давид Юрьевич, который довольно долго (23 года) правил в Муроме в начале XIII века. Каким было его правление? Это вопрос к узким специалистам. Однако, вряд ли факт долгого нахождения у власти является основанием для причисления к лику святых. Поэтому, причины канонизации княжеской четы спустя три века после их смерти можно предположительно отнести только к последнему отрезку их жизни в монастырях (т.е. уже фактически после брака). Легенда о том, как они молили Бога, чтобы умереть в один день (что и произошло), и чтобы их похоронили в одном гробу (что чудодейственным образом также реализовалось), - скорее всего, только легенда.

Краткий итог выше изложенного: не заморачивайтесь. Женитесь и выходите замуж, как получится. По статистике в одной только Удмуртии в 2018 году было заключено 8563 браков, и в том же году развелись 5370 семей. Обычный был год, не аномальный. Раз на раз не приходится, но одно можно сказать наверняка: чем больше браков, тем больше разводов. «Замки любви» и бракосочетания в «красивые даты» никакой гарантии не дают.


Читайте также


comments powered by HyperComments