Полная версия Мобильная версия

Фуры здесь не ходят. «ДЕНЬ.org» измерил автомобильный трафик на главном мосту Удмуртии

K 4774
J
Дмитрий Манылов

Больше трех месяцев прошло со дня подписания Александром Забарским, председателем совета директоров концессионера «Региональная инвестиционная компания», акта открытия рабочего движения по Камскому мосту в Удмуртии. Мы решили проверить на месте, насколько востребован мост сейчас, пока еще движение по нему бесплатно.

Фото: © «ДЕНЬ.org»В течение часа оперативная группа «ДЕНЬ.org» фиксировала каждый проезжающий по новому мосту через Каму автомобиль. Вот результат: 112 легковых машин, в подавляющем большинстве с удмуртскими и башкирскими номерами, 20 мини-фургонов, микроавтобусов и небольших двухосных грузовичков и 11 большегрузных автомобилей. Это был фактически час пик рабочего дня, поэтому мы предположили, что среднечасовой поток в течение суток составит примерно половину от этого количества. Получилось, что сейчас в бесплатном режиме мост пропускает около 1700 автомобилей в сутки.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Если умножить не на 12, а на 24, то есть предположить, что трафик в течение суток будет точно таким же, как в час замера, то величина транспортного потока окажется примерно соответствующей тем фактическим данным потока через паромную переправу, которые озвучивали в Минтрансе Удмуртии в конце 2013 года. Тогда это был в основном легковой транспорт, поскольку большегрузы маршрут через паром просто не рассматривали. Как мы убедились, кардинального изменения структуры потока не произошло. Фуры теперь могут проходить свободно, но поток опять почти на 80% сформирован легковым транспортом, причем местным. В основном это машины из Нефтекамска, Сарапула и Камбарки.

Для концессионера это не главное?

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Эта дорога может быть интересна только тем, кто едет в Уфу из Ижевска, Кирова и Сыктывкара, — прокомментировал водитель одной из одиннадцати фур, проехавших по мосту за время нашего наблюдения. — Езжу здесь, пока бесплатно, не знаю, буду ли платить, когда откроют пункт взимания платы, будем смотреть соотношение тарифа за проезд по мосту и расценок на грузоперевозки на тот момент. Вообще-то, разбитый участок дороги на границе Удмуртии и Башкирии сильно влияет на поток — не особо любят здесь ездить».

Действительно, транспорт из Москвы на восток идет в основном по М-7 и М-5, и в Екатеринбург он пойдет по этим же трассам. Прямая дорога от Камбарки и Нефтекамска до Екатеринбурга отсутствует, так что уральская столица тоже выпадает. Непонятно, на чем строились расчеты Миндортранса УР, когда они говорили о 15 тысячах автомобилей в сутки к 2030 году. Скорее всего, это были расчеты, принимающие во внимание дополнительное масштабное дорожное строительство. Совсем не факт, что в нынешних условиях государство будет вкладываться в такие проекты.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Интересно, как считал концессионер и бывшее руководство республики? Создается ощущение, что решающим аргументом для Забарского был не расчет потенциальной выручки с платы за проезд по мосту, а объем бюджетных ассигнований и банковских кредитов, которые можно освоить в ходе строительства. У экс-президента Волкова и премьера Питкевича, возможно, были какие-то свои резоны. В этом главный профит, а окупаемость, рассчитанную на десятилетия, у нас сейчас, как правило, никто не принимает во внимание.

Не придется ли Удмуртии платить концессионеру?

Исходя из предельного тарифа, утвержденного правительством Удмуртии на 2017 год, при сохранении существующего потока в день концессионер будет собирать 1,2 млн рублей, за год набежит около 450 млн рублей. К 2061 году можно было бы насобирать 20,2 млрд рублей. Однако надо учитывать, что 80% автомобилей, проходящих через мост, — это легковой транспорт, зарегистрированный в основном в Удмуртии и Башкирии. С введением платного проезда он наверняка сократится в разы, тогда все расчеты окупаемости проекта окажутся некорректными. Неужели все-таки Удмуртии придется компенсировать выпадающие доходы концессионера? Учитывая отношение жителей Камбарки к мосту, это было бы просто несправедливо.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Республика уже инвестировала в проект почти все, что было запланировано (1,3 млрд рублей). Плюс к этому регион вложился в ремонт дорог в Камбарке, изрядно подпорченных дорожной техникой строителей моста.

«Существенные средства были вложены в ремонт улиц Советской и Первомайской, — пояснил «ДЕНЬ.org» замглавы районной администрации по промышленности, транспорту и связи Александр Галанов. — Жители города заявляли, что после того, как уйдут мостостроители, будут разбитые дороги, республика к этим заявлениям прислушалась».

Районная администрация относится к появлению моста, безусловно, положительно, однако у местных активистов несколько другое мнение.

Александр Новокрещенов. Фото: © «ДЕНЬ.org»«От моста ожидали другого. Ждали, что мы получим возможность ездить, когда захотим, в Удмуртию. Оказалось, что проблем стало больше — в экономическом, социальном плане, потому что те тарифы, которые утверждены правительством, слишком высоки, чтобы беспрепятственно ездить в Ижевск и Сарапул, — прокомментировал депутат районного совета предыдущего созыва Александр Новокрещенов. — Кроме того, в несколько раз вырос тариф за проезд через реку Буй в Нефтекамск, который расположен в Башкирии, в 28 километрах от Камбарки, он был 80 рублей, а сейчас 187 рублей. В Камбарке самый высокий уровень безработицы в республике, многие предприятия не работают. У предпринимателей, торгующих в Камбарке, вырастут издержки, а платить будет население, здесь и так у нас дороже многие продукты и промышленные товары, поскольку издержки большие».

«Фонарики красные электричеством питаю и грею зад», — ответил мне обитатель металлической бытовки с надписью: «Юрта», первый человек, которого мы встретили на Камском мосту... Читать далее...Предполагалось, что экономику района оживит создание мультимодального логистического центра как перевалочного пункта на соединении речных, железнодорожных и автомобильных путей. Этот проект неоднократно обсуждался на республиканском уровне. Однако, по словам Александра Новокрещенова, в Камбарке слышали об этом проекте, но никаких практических шагов пока нет.

«Точно так же было объявлено о создании производства на базе объекта по уничтожению химического оружия, — отметил он. — Сейчас идут слухи о строительстве у нас мусоросжигательного завода 1, 2 класса опасности (по воздействию на окружающую среду. — Прим. «ДЕНЬ.org»), который будет уничтожать отходы нескольких соседних регионов. Такому соседству камбаряки тоже не обрадуются».

Камбарка остается очень уютным городком, расположенным в удивительно живописном месте. Новый мост тоже, в общем-то, придает пейзажу дополнительную живописность, но этого мало — он был мечтой нескольких поколений камбаряков, которой в периоды выборов неоднократно пользовалось прежнее руководство Удмуртии. Теперь же в городе царит атмосфера обманутых ожиданий.


Читайте также


comments powered by HyperComments