Полная версия Мобильная версия

Ижевский гаджет. IT-предприниматель Иван Клабуков рассказал, как идею превратить в прибыльный девайс

K 3167
J
Семен Семенов

Разработку ижевских айтишников уже вовсю пытаются воссоздать у себя китайцы. Приложение для смартфона Hudway, позволяющее проецировать дорогу на лобовое стекло автомобиля, сумело сделать прорыв на рынке IT-разработок. О том, что позволило программистам из Удмуртии достичь цели — поддержка предпринимателя Чикурова или собранные на американском сайте деньги, корреспонденту «ДЕНЬ.org» рассказал Иван Клабуков, директор компании «Русские информационные технологии».

Иван Клабуков— Иван, в ноябре 2015 года весь мир узнал о русских ребятах, собравших рекордную сумму инвестиций на краудфандинговой платформе Кикстартер. Как думаешь, теперь можно начинать почивать на лаврах?

— Ну, я же не Емеля, чтобы на печи лежать. Было понимание, что, как только сбор денег закончится, я буду должен 11 тысячам человек. Эти ресурсы я оцениваю не как мои деньги, а как обязательства. Просто деньги вычеркнули одну из проблем. А логистика, подрядчики, налоги и т. д.?

— Был готов на такой прорывной результат по сбору денег на Кикстартере?

— Всего не запланируешь. Давнишней мечтой у меня было попробовать Кикстартер. Выставка — это хорошо. Но на Кикстартере люди голосуют долларом. Плюс это классный пиар. Летом 2015 года мы подготовили проект. Запустили и набрали нужную сумму очень быстро. Мы не думали, что столько наберем, может, минимум 100 тысяч, максимум — 300 тысяч. В итоге набрали 600 тысяч долларов. Сейчас так получилось, что мы главные эксперты в Кикстартере. К нам часто обращаются за консультациями.

— Недавно вышло интервью, в котором говорилось, что достаточно известный в определенных кругах ижевский бизнесмен Сергей Чикуров выступил партнером твоего проекта...

— Да, Чикурову принадлежит часть компании. Летом 2015 года с нами связался его человек и предложил встретиться. Сам Сергей Витальевич сказал, что никогда бы не подумал, что в Ижевске делают что-то более сложное, чем сдают в аренду недвижимость. Мы не искали инвестиции, но Чикуров нам был нужен с точки зрения «умных денег» — связи и опыт иногда намного ценнее. В июне 2015 года мы подписали контракт, где ему переходит часть доли в компании.

— А сам ты сколько заработал на инвестициях и на сборе денег?

— К сожалению, это коммерческая тайна. На жизнь хватает.

— Как ты вообще начал профессионально заниматься софтом?

— Я в 2001 году закончил матфак УдГУ, а именно экспериментальную группу «Информационные технологии». За счет статуса эксперимента и отношение было особое, и обучали основательно. В итоге практически все выпускники добились серьезных результатов.

После вуза начал работать в первом составе компании Олега Вылегжанина ЦВТ. Я создавал свою систему управления сайтами. Было много заказов из Штатов. Это помогло понять мышление и особенности американского рынка.

С 2004 года мы с братом сделали первый продукт — автоматизацию компаний в сфере банкротства «Помощник арбитражного управляющего». Мы были первыми на рынке с подобным продуктом и за месяц труда заработали свой первый миллион.

Следующий проект — Hudway, приложение, которое отображает дорогу на лобовое стекло автомобиля. Идея пришла нам с братом. В одно время он увлекался ралли и менял штурмана. Штурман — это человек, которому доверяешь больше, чем себе. Ему пришла идея, почему бы не сделать штуку, показывающую дорогу, как ленточку.

— Видимо, и с приложением Hudway ты снова попал в точку?

— Верно. Своим продуктом мы сделали некий прорыв в индустрии бизнеса. Во-первых, наш продукт попадает в категорию автоаксессуаров, во-вторых, это аксессуары для смартфонов. В этих двух сегментах давно ничего нового не производили: кофрики для телефонов, держатели и т. д. Дилерам очень интересен продукт, который был бы новым и продаваемым.

На тот момент в мире мобильных приложений ничего нового не придумывали: фильтры, чаты — все заезжено. А мы предложили идею, которой не было, и она визуально выглядела хорошо. После первой же презентации привлекли 200 тысяч загрузок в сутки.

Проблема продукта была в том, что он не работает днем. Стали делать много прототипов. С активным дисплеем, с мини-проектором. Вот так мы сделали специальное стекло, максимально прозрачное и прекрасно отражающее.

Создав это стекло, мы распечатали основу-подставку на 3D-принтере и поехали на выставку. Людям это понравилось, говорили, что купили бы это. А китайцы сразу стали фотографировать, и казалось, что они уже там начали копировать.

— Китай рядом. Не жалко свой труд, когда его копируют, а затем зарабатывают за твоей спиной?

— Копировать точно будут. Это нормально. Сейчас трудно удивить клиента чем-то новым. Но выбираешь то, что тебя устраивает по качеству. Мы уделяем внимание тому, что продукт круто выглядит, стекло у нас немного асферично, переливается. Это проблема, т. к. оно дороже, но потребитель видит качество. Китайцы делают просто: кусок пластмассы с ковриком и стекло ровное.

Но все-таки мы софтовая компания, мы не занимаемся «железом». У нас заказов в этом году — 350 тысяч штук. Но мы столько не можем произвести нужного качества, разобраться с логистикой, ценой. Хорошо, что китайцы копируют и делают. С каждым таким девайсом им понадобится программное обеспечение. Вот в этом мы и хотим быть первыми, чтобы заказывали его только у нас.

Сейчас идет сложная для нас фаза — производство девайсов. У нас в Тайване свой человек уже два месяца живет. В первую очередь отгрузим нашим спонсорам.

— В советское время наша страна стремилась в науке опередить всех. Сейчас отстает ли Россия от Запада?

— С точки зрения технологий мы не отстаем. Мы отстаем инфраструктурно. В Силиконовой долине все развивается быстро, т. к. там все варятся в одной среде. Они соприкасаются с новыми технологиями. Нужен «Фейсбук» — найдешь в соседнем здании. Инвесторов тоже можно быстро найти. Контакты налаживаешь быстро. Даже в Москве мы работали бы быстрее за счет контактов. Чем  дальше ты от центров «экосистемы», тем сложнее. Но тут ресурсы дешевые. Мы не сможем написать столько софта, как в Силиконовой долине, не отдав большую часть компании за инвестиции.

— Помог ли нынешний успех найти новых партнеров?

— Очень много партнерских запросов: скорая помощь, малая авиация, поезда. Но мы просто не успеваем столько сделать. Но мы записали для себя некую карту дел, чтобы понимать, что мы будем делать дальше, когда Hudway выведем на рынок, и стабильно отгружать. Хотим запустить проект для малой авиации. Им нужно, и, думаю, сделаем.

— Ты работаешь очень много, чем-то пришлось пожертвовать?

— Свободным временем и семьей. Мне не хватает времени на все. Стараюсь уходить в 18:00, чтобы побыть с семьей. Как ребенка уложу спать, работаю ночью. Рутина съедает. Надеюсь, найду помощников, чтобы разгрузиться операционно и заниматься стратегическими вопросами.


Читайте также


comments powered by HyperComments