Голова культовой в свое время фигуры Владимира Короленко никак не может обрести покой. Судьбу популярного писателя, журналиста и общественного деятеля связало с территорией современной Удмуртии леденящее кровь «Мултанское дело». В криминальной истории фигурировала пропавшая голова. По версии следствия, местный крестьянин был принесён в жертву группой удмуртов-язычников.
Увековечить в столице Удмуртии память о Короленко, сумевшем благодаря своей огромной общероссийской известности добиться оправдания группы удмуртов, обвинённых в ритуальном убийстве, пытались дважды. И каждый раз упоминания о популярном в конце XIX — начале XX века публицисте и поставленные в его честь памятники мистическим образом стирались и исчезали.
В первый раз, ещё в 80-х годах, бульдозер буквально раскрошил гипсовый бюст Короленко во время ремонта здания Русского драматического театра. Воздвигнутый вскоре на этом же месте гранитный бюст простоял четверть века, до тех пор, пока на земельный участок под театром в центре Ижевска не положил глаз бывший премьер республики Юрий Питкевич. Памятник Короленко опять оказался не к месту. Осенью 2013 года его демонтировали и увезли в кузове грузовика, как потом выяснилось, на хранение в Национальный музей.
Чуть раньше, чем бюст, исчезло и упоминание имени Короленко из названия театра. Информированные источники считают, что таким образом новый драмтеатр, переехавший в перестроенное здание ДК «Ижмаш», избавился от многомиллионных долгов, оставшихся висеть на старом юридическом лице.
Всё пропало — ни имени, ни взлохмаченной головы — бюста. Спасибо министру культуры Владимиру Соловьёву и директору музея Александру Волкову. Они помогли мне найти «голову Короленко» в одном из подсобных помещений на территории архитектурного памятника XIX века «Арсенал». Там под надежным запором и хранится сегодня бюст защитника удмуртского народа. Оказалось, что о том, где сейчас точно находится его творение, не знал даже автор бюста Короленко известный ижевский скульптор Борис Козлов, профессор кафедры рисунка в УдГУ. Рад, что на днях помог им, наконец, посмотреть друг другу в глаза.
То, что гранитный бюст Короленко оказался под замком, тоже своего рода знак свыше. Живи Владимир Галактионович Короленко в наши дни — он точно бы числился в экстремистах или даже в какой-нибудь «пятой колонне» и находился под неусыпным «колпаком» ФСБ и ежедневной «опекой» сотрудников Центра «Э».
Достаточно бегло ознакомиться с биографией Короленко в той же Википедии, чтобы понять — первую половину сознательной жизни он, как убеждённый народник, провёл в непрерывных ссылках. Человек харизматичный и волевой, последнюю ссылку, которая продлилась шесть лет и довела его до Якутии, он получил за отказ от индивидуальной присяги новому императору Александру III.
В общем, своё отношение к политическому режиму Короленко выстрадал. И на позицию, ставшую официальной в советской историографии, имел моральное право. Согласно общепринятой версии, «Мултанское дело» — это спровоцированная царским правительством акция, направленная на разжигание межнациональной розни.
Сегодня, спустя 124 года после жуткого преступления, такая версия кажется излишне политизированной. В качестве альтернативных версий ещё тогда, когда всё это было более актуально, назывались две более реалистичные.
По первой из альтернативных версий, местного крестьянина Конона Матюнина убили в начале мая 1892 года (инсценировав признаки жертвоприношения) односельчане из деревни Анык. Позже стали известны даже их имена — Яков Конешин и Тимофей Васюкин. Последний якобы сознался в преступлении перед смертью на исповеди. Их целью был захват аныкцами земель соседнего села Старый Мултан, жителей которого злоумышленники через кровавый навет намеревались отсюда выселить.
По второй из версий, в то время в этих местах свирепствовала холера, которую местные жители могли попытаться усмирить с помощью действительно существовавшего в этой округе языческого обряда. Согласно ритуалу помещение в воду отрезанной человеческой головы якобы способствовало очищению водных источников. К слову сказать, голову жертвы преступления и в самом деле нашли в высохшем во время засухи источнике. Произошло это спустя несколько месяцев после окончательного вердикта по «Мултанскому делу».
Что бы там ни случилось в реальности, Короленко, на мой взгляд, есть за что поставить памятник и без «Мултанского дела». Для меня было сюрпризом найти в Сети мнение министра «ленинского правительства» Луначарского о том, что Короленко бы подошёл на должность первого президента Российской Республики. Спустя сто лет имена авторитетных лидеров общественного мнения прошлых времен мало кто вспоминает. Вот, наверное, почему есть смысл воздвигать таким людям памятники. Амбициозным общественным деятелям современности будет полезно понять, как быстро на самом деле о них забудут. Для остальных — неплохой нравственный ориентир: люди, готовые отправиться в Сибирь за отказ присягать на верность, в России были и всегда будут.