Все выходные Удмуртию трясли слухи и домыслы. Сотрудники УФСБ по-своему «отметили» День работников дорожного хозяйства, задержав почти полного тёзку первого лица республики. Мало того, арестованный является ещё и коллегой по министерству дочери главы УР Александра Соловьёва. У совсем было поникшей «команды» экс-президента Волкова теперь появился удачный повод для сатисфакции.
Банальное обвинение в превышении должностных полномочий не первой величины чиновника в республиканской иерархии власти в случае с заместителем министра дорожной отрасли, конечно, содержит в себе негативный подтекст. Сейчас придётся каждый раз уточнять, о ком из Соловьёвых идёт речь. Тем не менее оптимизм недоброжелателей главы Удмуртии не разделяют более информированные источники.
Привязка «Соловьёва-маленького», как окрестили замминистра анонимные аккаунты в социальных сетях, к близкому кругу лиц в окружении главы республики Соловьёва притянута за уши.
В начале нулевых Александр Михайлович Соловьёв, бывший тогда разворотливым можгинским банкиром, считался «человеком Каримова» (в то время глава Нацбанка УР. — Прим. ред.). Позже, после банкротства банка и размолвки с «патроном», он сработался с Денисом Абрамовым и Денисом Агашиным.
Первый возглавил в середине нулевых ГУ «Управтодор», второй — тесно занимался дорожной отраслью и даже на короткое время стал министром транспорта и дорожного хозяйства УР. Будущий глава Удмуртии Соловьёв в тот момент уже три года был на политической должности в Госсовете республики и на кадровую политику в отрасли не влиял, поскольку неформальным дорожным куратором к тому времени стал премьер Юрий Питкевич.
Собственно, Юрий Питкевич и назначил Александра Михайловича Соловьёва на его нынешнюю должность заместителя министра. Это произошло после ухода Дениса Агашина из министров в сити-менеджеры Ижевска. По мнению источников, таким образом эта группа лиц продолжила держать руку «на пульсе» Миндортранса.
После смены власти в республике в 2014 году Соловьёв-маленький сумел сохранить за собой должность замминистра, во многом, как считают источники, благодаря своим тесным связям в Москве и его способности «находить» бюджетные деньги в рамках различных федеральных программ.
Задержание в пятницу, 14 октября, заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства УР Александра Михайловича Соловьёва и его последующий арест произвели большой общественный резонанс, но вряд ли сильно удивили тех, кому приходилось иметь с ним дело. Рано или поздно это всё равно бы случилось, считают многие и даже называют Соловьёва-маленького за глаза «прохиндеем».
Тем не менее инкриминируемая сегодня заместителю министра Соловьёву норма УК РФ — превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286) — мало о чём говорит. По такой статье можно привлечь к ответственности почти любого руководителя, причём даже очень хорошего. Плохих руководителей привлекают по близкой, но совсем другой норме УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285).
Если в первом случае речь идёт только о совершении действий, выходящих за пределы полномочий должностного лица, то во втором — об использовании служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности. Таким образом, замминистра не был уличён ни в краже, ни в получении взятки.
То, что Соловьёву-маленькому «шьют» часть 1 статьи 286, а не часть 3, тоже очень важный нюанс. Из этого следует, что в возбужденном в отношении него уголовном деле нет доказательств того, что действия обвиняемого привели к тяжким последствиям (крупной аварии, длительной остановке производственного процесса, причинению значительного материального ущерба).
Очевидно, что данные обстоятельства стали поводом для слухов о «политическом» следе. В фантазиях недоброжелателей главы Удмуртии его тёзку — заместителя министра Соловьёва сейчас уже «колют» дать показания на главу республики. Фантазировать можно, конечно, о чём угодно, но представить в реальности, как тёртый 55-летний мужик, которому при самых негативных для него обстоятельствах грозит провести в СИЗО год-полтора, вдруг начнёт под диктовку следователя писать о своём участии в организованной преступной группе, лично мне сложно.
Как правило, всё намного проще, чем кажется. За два дня до задержания замминистра в Ижевске в столице ПФО — Нижнем Новгороде под руководством полпреда Михаила Бабича и при участии главы УР Александра Соловьёва прошло совещание по вопросу реализации инвестиционного проекта «Участок автодороги Ижевск — Сарапул — Камбарка. Мостовой переход через реку Каму у г. Камбарки».
В скупом на информацию пресс-релизе по итогам мероприятия, распространённом пресс-службой ГФИ по УР Дмитрия Мусина, со ссылкой на полпреда было сообщено про «отдельные проблемы по запуску транспортного движения из-за того, что до настоящего времени не завершён ряд строительных работ».
Надо полагать, что раз вопрос был поднят на окружной политический уровень, помимо реальных мер по решению «отдельных проблем», возникла потребность ещё и в «козле отпущения». Сидящий сейчас в следственном изоляторе замминистра Соловьёв на эту роль подходит почти идеально.
Вот кто, похоже, опять остался «за кадром», так это бывший премьер Удмуртии Юрий Питкевич. Мало кто знает, что до последнего времени именно он контролировал реализацию концессионного соглашения по строительству моста через Каму и подъездных путей к нему со стороны одного из главных инвесторов проекта — Банка ВТБ. Тот самый бывший премьер Удмуртии, назначивший в своё время Соловьёва-маленького заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства УР. Два месяца назад Юрий Питкевич лишился этой важной для него должности. По неофициальной информации, причиной увольнения Питкевича стала жёсткая позиция в отношении его кандидатуры со стороны главы республики Александра Соловьёва. Возможно, это случайное совпадение, но увольнение Питкевича и «отдельные проблемы по запуску транспортного движения» пришлись на одно и то же время.
Разоблачение «разоблачителей»
Анонимные аккаунты в социальных сетях, специализирующиеся с весны прошлого года на распространении «компромата» в адрес действующего главы Удмуртии Александра Соловьёва, должны были воспользоваться арестом тёзки первого лица республики в своих пропагандистских целях.
Между тем новое информационное разоблачение, оперативно распространённое в день задержания заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства УР Александра Михайловича Соловьёва, оказалось старой «уткой», вымышленной авторами этого «разоблачения».
Как утверждают анонимные разоблачители, арестованный на этой неделе замминистра в прошлом участвовал в приобретении земельных участков и жилых домов в Испании якобы в интересах будущего главы Удмуртии Александра Соловьёва.
Могу документально подтвердить, что эти сведения, мягко говоря, не соответствует действительности. Соловьёв-маленький, как называют его авторы компромата, действительно приобретал недвижимость в Испании, когда был президентом «Удмуртского промышленно-строительного банка». Только покупал он эту недвижимость в интересах совсем другого важного тогда для него лица. Его зовут Равиль Каримов. В тот период, когда проводились испанские сделки, Равиль Каримов занимал должность председателя Национального банка УР.
Данные сведения содержатся в судебных документах, подписанных Александром Михайловичем Соловьёвым в 2006-2007 годах. В моём архиве эти документы с «живыми подписями» Соловьёва и фотографии испанских апартаментов пролежали более девяти лет, и поскольку их мне передал лично сам подписант, я не сомневаюсь в их подлинности. Считал, что никогда уже не придётся их обнародовать. Даже хотел уничтожить за давностью лет. Оказалось, что пока рано — прошлое до сих пор актуально.
Читайте также: