Отвратительная розоватая слизь на подоконниках нового дома нарушила планы строителей, посчитавших, что деревенские жители, которых переселяют из бараков, покорно «проглотят» аварийность нового жилья. Но, увидев плесень, люди подняли шум, и обнаружился след, ведущий к известной в Удмуртии фамилии. Речь идет об арестованном в мае прошлого года главе Малопургинского района Александре Ерохине. На территории этого района представители Центра ОНФ «Народный контроль» обнаружили дом из категории «новое аварийное жилье», абсолютно непригодный для проживания.
«Такого мы еще не видели» — примерно так реагировали все общественники, побывав в доме в селе Кечево, сданном чуть более трех месяцев назад. Жителям деревянных аварийных бараков предлагается заселиться в дом, в котором не предусмотрены санузлы и горячая вода. Для удобства — три деревянных туалета на улице под окнами, вместо газового отопления — конвекторы под каждым окном, которые нередко бесполезны из-за частого отключения электроэнергии. На чердаке вместо утеплителя насыпан тонкий слой обычной земли, припорошенной снегом из-за дыр в кровле, а пол первого этажа — это один слой досок, из-за чего находиться в квартире без теплой обуви невозможно. Но самое ужасное в буквальном смысле слова — это расползающиеся по всему дому колонии плесневых грибов.
«Мы приходили, спрашивали, как они строят, из чего, но строители нас прогоняли, — рассказала „счастливая“ обладательница квартиры в данном доме в ответ на вопрос, как люди подписывали акты приема-передачи этого жилья. — Нам даже проект не показывали и, где берут материалы, не говорили! А когда сдавали дом, нас вообще не предупредили, и мы ничего не подписывали».
Строители — это ООО Производственно-строительная фирма «Постольский», которую возглавляет Усик Карапетян. Якобы именно на этого человека была оформлена часть земельных участков, которые получил от предпринимателей обвиняемый во взяточничестве Александр Ерохин в качестве «благодарности» за содействие в решении их вопроса.
Примеров, когда фамилии Ерохина и Карапетяна в сфере строительства звучат рядом, немало.
«Предположительно, торги на все участки под застройку для расселения аварийного жилья каким-то образом выигрывал Карапетян, — рассказали активисты ОНФ. — А в дальнейшем, когда объявлялись торги уже непосредственно на строительство этих домов, выдвигалось условие — наличие земельного участка. Соответственно, у других застройщиков просто не было возможности выиграть тендер на возведение дома по программе расселения аварийного жилья».
По словам кечевцев, дом построили в весьма сжатые сроки.
«28 мая арестовали Ерохина, а 29 мая здесь как ураган появилась строительная техника, — сообщили местные жители. — Заехали на участок, снесли все заборы, сровняли с землей наши грядки и прямо в огороде начали строить».
Строили, очевидно, очень экономично. Способы экономии экспертам выдал тепловизор.
«По результатам обследования видно, что экономили на строительной пене, штукатурке, цементном растворе, — отметил эксперт регионального исполкома ОНФ в УР Леонид Ярославцев. — Согласно данным тепловизора, в квартиры поступает большое количество холодного воздуха через стены и стыки, а снаружи мы наблюдаем колоссальные потери тепла».
Словом, не дом, а фанерно-гипсокартонная, насквозь промокшая конструкция.
«Для сравнения: мы недавно побывали в Пирогово, где построен едва ли не единственный, не вызывающий нареканий дом по программе с горячей водой, туалетами, нормальными полами и окнами, и там стоимость квадратного метра составляет 26,2 тысячи рублей. Здесь, в Кечево, где нет и половины из перечисленного, квадрат стоит 28 тысяч рублей», — рассказал координатор по организационным вопросам регионального исполкома ОНФ в УР Александр Санин.
К слову, в доме должно было быть шесть квартир, но Усик Карапетян построил семь — одну якобы за свой счет, для коммерческой продажи.
Столько же — 28 тысяч рублей — стоит квадратный метр в построенных по программе расселения домах в Малой Пурге — «столице» вотчины Александра Ерохина. Здесь четыре дома, каждый на четыре квартиры с отдельными входами, около года назад возвел застройщик — ООО «Малопургинская МСО», директор — Иван Мелешкин.
«Тут есть такой интересный факт, что дочерью этого Мелешкина является зампредседателя тендерной комиссии отдела закупок и торгов администрации Малопургинского района», — поделился информацией эксперт регионального исполкома ОНФ в УР Евгений Сомов.
«Плачем, платим, но живем», — говорят жители этих домов, в которых самой большой проблемой оказалось отопление.
«У нас так странно работает вентиляция, что, когда на улице дует сильный ветер, гаснет фитиль в газовых котлах», — рассказали жители, которые после многочисленных заявлений, писем и просьб начали устранять эту проблему собственными силами и средствами. Тратиться пришлось и на покупку, и на установку специальных насосов, которые решают проблему циркуляции теплоносителя в системе отопления без «обратки».
На полу в квартирах строители тоже очень хорошо сэкономили — по словам экспертов, под ногами у обитателей квартир — обычные доски второго сорта. И все бы ничего, но через щели между ними в квартиру поступают потоки холодного воздуха.
Впрочем, самая большая экономия — снова на санузлах и горячей воде. Из четырех квартир в доме туалет и ванная есть лишь в двух квартирах, для остальных — удобства на улице. Горячей воды нет нигде.
Во всем этом есть только один вопрос: куда смотрели муниципальные власти, когда принимали такие дома? Или раз программа федеральная, то сельские и деревенские чиновники как бы ни при чем?
«Я спрашивал у местных властей, как получилось, что в XXI веке люди должны зимой ходить в деревянный туалет на улице? Они мне ответили: „А что такого, у нас здесь везде так!“ — рассказал руководитель регионального исполкома ОНФ в УР Андрей Цаплин. — Спросил про горячую воду, мне сказали: „Пусть в чайниках греют“».
В итоге по многим нарушениям при строительстве домов по программе аварийного жилья в Малопургинском районе общественники направили информацию в Прокуратуру Удмуртии и Генпрокуратуру России. Местный надзорный орган эти сигналы проигнорировал, а вот Генпрокуратура — заинтересовалась.