Полная версия Мобильная версия

Снять за полцены. В Ижевске спрос на аренду коммерческой недвижимости упал на 30%

K 3168
J
Жанна Ситникова

Во внешнем облике улиц Ижевска появилось новое веяние — их «украшают» ярко-красные вывески с надписью «Аренда». Коммерческие помещения, в частности под торговлю, перестали интересовать предпринимателей. Они либо отказываются от годами арендованного помещения и съезжают, либо просто обходят стороной из-за цены найма. По самым скромным подсчетам риелторов, спрос на коммерческую аренду упал на 30%, и это только начало.

Фото: ©День.org

Изобилие «в аренду»

На одной только Красноармейской, на участке от Ленина до К. Либкнехта, сейчас под вывеской «Аренда» пустует около 20 помещений. Почти все они были освобождены арендаторами еще в начале лета, и многие с тех пор так и не обрели постояльцев.

«Я много лет торговала одеждой на первой линии центральной улицы в помещении около 60 квадратов, — рассказывает индивидуальный предприниматель Ирина Соколова. — Платила 500 рублей за квадратный метр, то есть 30 тысяч в месяц. В июле эта сумма стала неподъемной, магазин не то что не приносил прибыли — уходил в минус, даже на аренду перестало хватать. Поэтому я вынуждена была снять более дешевое помещение в менее привлекательном месте. Спрос на мой товар все равно есть худо-бедно, и теперь хватает, чтобы хоть расплатиться с арендодателем».  Фото: ©День.org

По такому принципу поступили почти все те, кто решил не сдаваться и не допустить закрытия своего магазинчика.

«Понимаете, сейчас речь о прибыли уже не идет, речь о том, чтобы выжить, — отмечает Ирина Соколова. — Главное — не закрыться, чтобы потом не начинать все с нуля. Лишь бы пережить кризис, пусть с потерями, но минимальными и сохранить свое дело».

В агентствах, занимающихся арендой коммерческой недвижимости, говорят, что спрос на наём таких помещений упал от 20 до 30%.  У каждого риелтора — по нескольку объектов, собственники которых обратились за услугой по поиску арендаторов. Причем большая часть — это те, кто раньше сдавал свою недвижимость под магазины одежды и обуви.

Фото: ©День.org«Мало того что кризис, так еще и появляются крупные сетевики, предлагающие большой выбор товаров по сходной цене, — говорит руководитель управления коммерческой недвижимости АН «Департамент недвижимости» Алла Молчанова. — Конечно, под давлением этой конкуренции у какого-нибудь "Чебоксарского трикотажа" или "Московской обуви" практически нет шансов выжить. Сетевики занимают большие площади, а чем больше помещение, тем дешевле стоимость аренды квадратного метра. Маленькие магазинчики в плане аренды всегда были очень ликвидны и недешево стоили. Сейчас это предпринимателям не по карману".

Жадность не порок

Казалось бы, действия арендодателей в такой ситуации очевидны: снизить стоимость найма и снова заполучить арендаторов. Многие так и поступили, но и тех, кто не соглашается на снижение, немало.

«У тех, кто сдает помещения по цене 150–200 рублей за квадратный метр, проблем нет, они в течение дня находят нового арендатора, — говорит руководитель отдела коммерческой недвижимости АН «Мегаполис» Алексей Бокан. — Но ведь есть такие, которые думают, что у них золотые помещения, и считают, что пусть лучше они пустуют, чем будут сдаваться по низкой цене!»

Действительно, в Интернете и СМИ объявлений с предложениями аренды по цене ниже 300 рублей нет, они просто не доходят до сайтов и журналов. Зато предложений дорогой аренды — от 700 до 1200 рублей — хоть отбавляй.

По мнению экспертов, исправить ситуацию помогло бы снижение цены найма на 20–30%. Но многие собственники помещений считают, что уступка арендаторам в будущем может обернуться проблемами.

«Сегодня я пойду ему навстречу, а завтра он мне на шею сядет! — делится опасениями Фото: ©День.orgсобственник  пустующего помещения на Пушкинской. — Я снижу сегодня арендную плату, а когда пройдут тяжелые времена и нужно будет цену поднимать, наниматель будет сопротивляться. Все закончится тем, что он уйдет, а мне придется снова искать арендатора, платить за его поиск агентам, это все затратно и хлопотно. И потом, я же тоже должен как-то зарабатывать, цена, по которой сдаю, — это сумма, обеспечивающая коммунальные платежи, налоги и мой интерес».

Пустота «Европы»

Еще одна примета кризиса — пустующие помещения в торговых центрах. Но оттуда предприниматели уходят не из-за дорогой аренды, а потому, что в принципе больше не могут существовать, и даже уступки администрации центров их не спасают.

«Как только стало туго в торговле, я не стала ждать, когда арендаторы начнут уходить, их "коммерческая смерть" мне и не к лицу, и не к карману, — делится администратор ТЦ «Вармит» Светлана Мерзлякова. — Поэтому я сама, без их просьб, снизила стоимость арендной платы на 20%. В итоге пустующих площадей у меня нет».

Фото: ©День.orgНо аналитики говорят — уступка в цене найма помогает в торговых центрах, которые работают уже давно. Тем, что открылись в течение последнего года, в этом плане гораздо сложнее. Пример — ТЦ «Европа». Казалось бы, центр города, но практически весь 4-й этаж пустует, несмотря на то, что стоимость аренды снизили вдвое. Возможно, отпугивают условия скидки.

«За 4-й этаж мы берем плату 500 рублей за квадратный метр, это антикризисное предложение, — озвучила расценки администратор  центра. — Обычно арендатор, "заходящий" на площади, оплачивает первый месяц и номинальный последний. Так вот последний месяц он оплачивает уже по реальной стоимости, которая была до снижения и к которой мы вернемся, — 1000 рублей».

Учитывая, что площади в ТЦ от 40 квадратных метров, тому, кто только начинает в «Европе» свой бизнес, придется заплатить дополнительно 40 тысяч рублей, которых может и не быть.

Чтобы вернуть прежнюю цену аренды, окончания кризиса в торговом центре ждать, скорее всего, не станут. Риелторы говорят — у скидок сезонный характер. 

«Вот, например, в торговом центре "Гвоздь" предприниматели два месяца арендовали помещения за полцены, — рассказывает Алла Молчанова. — Казалось бы, совсем небольшая уступка, но для многих она стала спасением в сезон, когда торговля их товаром не шла. И так поступают во многих торговых центрах».

Производство спасения

По мнению аналитиков, похоже, экономическая ситуация в стране развивается по худшему сценарию, который и сценарием-то назвать сложно, поскольку схемы, модели, прогнозы не срабатывают. Поэтому ждать, что через месяц или к Новому году станет легче, не стоит, все затянется как минимум до 2017 года. Это касается и аренды.

«Глядя на ситуацию, сложившуюся в Ижевске, вспоминаю пример Прибалтики, — говоритФото: ©День.org Алла Молчанова. — Там в свое время очень бурно квартиры на первых этажах переводили из жилой недвижимости в нежилую, то есть коммерческую, сдавали эти помещения и имели неплохой доход. Аренда упала, объекты стоят, начался обратный процесс: теперь прибалты так же активно переводят коммерческие помещения в жилые, чтобы попробовать сдавать как квартиру. Не исключено, что и мы пойдем по такому пути».

Еще один путь — производство, отмечают риелторы. В условиях вымирания мелкой торговли и импортозамещения собственное производство, как продуктов питания, так и обуви, одежды, а также услуги выходят на первый план.

А потому те, кто согласен сдавать свою недвижимость под пекарни, ателье и мастерские по ремонту обуви, уж точно не останутся без арендаторов.

 

 


Читайте также


comments powered by HyperComments