Во внешнем облике улиц Ижевска появилось новое веяние — их «украшают» ярко-красные вывески с надписью «Аренда». Коммерческие помещения, в частности под торговлю, перестали интересовать предпринимателей. Они либо отказываются от годами арендованного помещения и съезжают, либо просто обходят стороной из-за цены найма. По самым скромным подсчетам риелторов, спрос на коммерческую аренду упал на 30%, и это только начало.
Изобилие «в аренду»
На одной только Красноармейской, на участке от Ленина до К. Либкнехта, сейчас под вывеской «Аренда» пустует около 20 помещений. Почти все они были освобождены арендаторами еще в начале лета, и многие с тех пор так и не обрели постояльцев.
«Я много лет торговала одеждой на первой линии центральной улицы в помещении около 60 квадратов, — рассказывает индивидуальный предприниматель Ирина Соколова. — Платила 500 рублей за квадратный метр, то есть 30 тысяч в месяц. В июле эта сумма стала неподъемной, магазин не то что не приносил прибыли — уходил в минус, даже на аренду перестало хватать. Поэтому я вынуждена была снять более дешевое помещение в менее привлекательном месте. Спрос на мой товар все равно есть худо-бедно, и теперь хватает, чтобы хоть расплатиться с арендодателем».
По такому принципу поступили почти все те, кто решил не сдаваться и не допустить закрытия своего магазинчика.
«Понимаете, сейчас речь о прибыли уже не идет, речь о том, чтобы выжить, — отмечает Ирина Соколова. — Главное — не закрыться, чтобы потом не начинать все с нуля. Лишь бы пережить кризис, пусть с потерями, но минимальными и сохранить свое дело».
В агентствах, занимающихся арендой коммерческой недвижимости, говорят, что спрос на наём таких помещений упал от 20 до 30%. У каждого риелтора — по нескольку объектов, собственники которых обратились за услугой по поиску арендаторов. Причем большая часть — это те, кто раньше сдавал свою недвижимость под магазины одежды и обуви.
«Мало того что кризис, так еще и появляются крупные сетевики, предлагающие большой выбор товаров по сходной цене, — говорит руководитель управления коммерческой недвижимости АН «Департамент недвижимости» Алла Молчанова. — Конечно, под давлением этой конкуренции у какого-нибудь "Чебоксарского трикотажа" или "Московской обуви" практически нет шансов выжить. Сетевики занимают большие площади, а чем больше помещение, тем дешевле стоимость аренды квадратного метра. Маленькие магазинчики в плане аренды всегда были очень ликвидны и недешево стоили. Сейчас это предпринимателям не по карману".
Жадность не порок
Казалось бы, действия арендодателей в такой ситуации очевидны: снизить стоимость найма и снова заполучить арендаторов. Многие так и поступили, но и тех, кто не соглашается на снижение, немало.
«У тех, кто сдает помещения по цене 150–200 рублей за квадратный метр, проблем нет, они в течение дня находят нового арендатора, — говорит руководитель отдела коммерческой недвижимости АН «Мегаполис» Алексей Бокан. — Но ведь есть такие, которые думают, что у них золотые помещения, и считают, что пусть лучше они пустуют, чем будут сдаваться по низкой цене!»
Действительно, в Интернете и СМИ объявлений с предложениями аренды по цене ниже 300 рублей нет, они просто не доходят до сайтов и журналов. Зато предложений дорогой аренды — от 700 до 1200 рублей — хоть отбавляй.
По мнению экспертов, исправить ситуацию помогло бы снижение цены найма на 20–30%. Но многие собственники помещений считают, что уступка арендаторам в будущем может обернуться проблемами.
«Сегодня я пойду ему навстречу, а завтра он мне на шею сядет! — делится опасениями собственник пустующего помещения на Пушкинской. — Я снижу сегодня арендную плату, а когда пройдут тяжелые времена и нужно будет цену поднимать, наниматель будет сопротивляться. Все закончится тем, что он уйдет, а мне придется снова искать арендатора, платить за его поиск агентам, это все затратно и хлопотно. И потом, я же тоже должен как-то зарабатывать, цена, по которой сдаю, — это сумма, обеспечивающая коммунальные платежи, налоги и мой интерес».
Пустота «Европы»
Еще одна примета кризиса — пустующие помещения в торговых центрах. Но оттуда предприниматели уходят не из-за дорогой аренды, а потому, что в принципе больше не могут существовать, и даже уступки администрации центров их не спасают.
«Как только стало туго в торговле, я не стала ждать, когда арендаторы начнут уходить, их "коммерческая смерть" мне и не к лицу, и не к карману, — делится администратор ТЦ «Вармит» Светлана Мерзлякова. — Поэтому я сама, без их просьб, снизила стоимость арендной платы на 20%. В итоге пустующих площадей у меня нет».
Но аналитики говорят — уступка в цене найма помогает в торговых центрах, которые работают уже давно. Тем, что открылись в течение последнего года, в этом плане гораздо сложнее. Пример — ТЦ «Европа». Казалось бы, центр города, но практически весь 4-й этаж пустует, несмотря на то, что стоимость аренды снизили вдвое. Возможно, отпугивают условия скидки.
«За 4-й этаж мы берем плату 500 рублей за квадратный метр, это антикризисное предложение, — озвучила расценки администратор центра. — Обычно арендатор, "заходящий" на площади, оплачивает первый месяц и номинальный последний. Так вот последний месяц он оплачивает уже по реальной стоимости, которая была до снижения и к которой мы вернемся, — 1000 рублей».
Учитывая, что площади в ТЦ от 40 квадратных метров, тому, кто только начинает в «Европе» свой бизнес, придется заплатить дополнительно 40 тысяч рублей, которых может и не быть.
Чтобы вернуть прежнюю цену аренды, окончания кризиса в торговом центре ждать, скорее всего, не станут. Риелторы говорят — у скидок сезонный характер.
«Вот, например, в торговом центре "Гвоздь" предприниматели два месяца арендовали помещения за полцены, — рассказывает Алла Молчанова. — Казалось бы, совсем небольшая уступка, но для многих она стала спасением в сезон, когда торговля их товаром не шла. И так поступают во многих торговых центрах».
Производство спасения
По мнению аналитиков, похоже, экономическая ситуация в стране развивается по худшему сценарию, который и сценарием-то назвать сложно, поскольку схемы, модели, прогнозы не срабатывают. Поэтому ждать, что через месяц или к Новому году станет легче, не стоит, все затянется как минимум до 2017 года. Это касается и аренды.
«Глядя на ситуацию, сложившуюся в Ижевске, вспоминаю пример Прибалтики, — говорит Алла Молчанова. — Там в свое время очень бурно квартиры на первых этажах переводили из жилой недвижимости в нежилую, то есть коммерческую, сдавали эти помещения и имели неплохой доход. Аренда упала, объекты стоят, начался обратный процесс: теперь прибалты так же активно переводят коммерческие помещения в жилые, чтобы попробовать сдавать как квартиру. Не исключено, что и мы пойдем по такому пути».
Еще один путь — производство, отмечают риелторы. В условиях вымирания мелкой торговли и импортозамещения собственное производство, как продуктов питания, так и обуви, одежды, а также услуги выходят на первый план.
А потому те, кто согласен сдавать свою недвижимость под пекарни, ателье и мастерские по ремонту обуви, уж точно не останутся без арендаторов.