Полная версия Мобильная версия

Спросите Шулаева. Чиновники хотят, чтобы одна из ста публикаций об Удмуртии была позитивной

K 2273
J
Дмитрий Манылов

Очередное заседание Совета по внешнему позиционированию Удмуртии премьер Виктор Савельев провел в режиме видеоконференции, находясь, так сказать, на переднем крае борьбы за имидж республики — в Постоянном представительстве Удмуртии в Москве. Информация об этом заседании, размещенная на сайте правительства УР, позволяет очертить круг тем, которые кабмин считает наиболее важными для достижения цели.

Подземный переход под Манежной площадью в Москве. Фото: Владислав Шулаев.А какова она, цель внешнего позиционирования? На предыдущем заседании в декабре прошлого года руководитель Агентства информатизации и связи УР Андрей Прокошев попытался поднять вопрос о том, какой результат власти Удмуртии хотят получить от всех проводимых имиджевых мероприятий. Например, привлечение инвестиций и, как следствие, рост налоговых поступлений в бюджет республики. Его замечание тогда было принято к сведению.

Трудно сказать, повлияло ли оно на итоговый документ — «дорожную карту» внешнего позиционирования и продвижения Удмуртии, утвержденную в конце декабря 2015 года, но цели там были обозначены: формирование позитивного имиджа республики и продвижение ее интересов на внешних рынках. Очевидно, что вторая цель чиновникам ближе и понятнее — здесь как раз реализуется разумный технократический подход: презентация нашего экономического потенциала, заключение сделок, налоговые поступления в бюджет. Только технократический подход склонен недооценивать значимость тех факторов, которые нельзя просчитать.

Без имиджа не жизнь

Фото: vcudmurtia.ruОтсюда и непонимание первой цели — создания положительного имиджа. Это трудно вычисляется, а потому сложно контролируется. В бюрократической системе то, что нельзя проконтролировать, не будет исполняться. Поэтому Виктор Савельев, обращаясь к коллегам из Москвы, сосредоточился на работе по заключенным межправительственным соглашениям, в частности, с правительством Беларуси и Народным правительством провинции Хубэй КНР.

Результат от подобных мероприятий, безусловно, есть. Директор ООО ТДЦ «Беларусь» Людмила Ковалевская рассказала о том, что прорабатывается вопрос о создании торгово-проводящей сети между Беларусью и Удмуртией. Сотрудничество с Китаем, особенно в нефтяной сфере, ведется давно и без особенных усилий по позиционированию. Тем не менее, предпринимаемые властями усилия приводят, например, к развитию оздоровительного туризма, студенческому обмену. Все эти меры оказывают какое-то влияние на имидж республики, но по массовости охвата аудитории, а следовательно, и по эффекту все они вместе несопоставимы, например, с вкладом «Бурановских бабушек».

Фото: enhnokongress.ruВ конце совещания Виктор Савельев напомнил о необходимости сконцентрировать усилия на успешном проведении Объединенного международного форума Удмуртии осенью 2016 года, в рамках которого состоится торжественное открытие мостов через Каму и Буй. На это мероприятие приглашен Владимир Путин. Правильно показаться перед большим начальником — это действительно важно и заслуживает внимания чиновников, но в итоге все это мероприятие может остаться в нескольких скупых репортажах на федеральных телеканалах, которые будут скорее о Путине, чем об Удмуртской Республике.

Даешь сенсорный стол!

Не имея собственного четкого представления о том, как эффективно повлиять на имидж Удмуртии, я обратился к специалисту — директору по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ, выходцу из Ижевска Владиславу Шулаеву. Он, кстати, еще и председатель Общественного совета при Постпредстве Главы УР при Президенте РФ.

Поэтому довольно странным показалась оценка Шулаевым «дорожной карты» — он прислал список из 15 мероприятий 2016 года, которых нет в этом документе, но, по его мнению, они должны там быть. Получается, что один из ведущих специалистов по брендированию территорий не был привлечен к работе над «дорожной картой», а ведь Владислав Шулаев проводил в Ижевске в рамках «Недели инвестора» осенью прошлого года семинар как раз на тему территориального позиционирования. Среди мероприятий, отмеченных Шулаевым, — участие в авиасалоне МАКС-2016 в Жуковском (вероятно, с нашими беспилотниками), форуме и шоу технологий «Открытые инновации-2016» в Москве, «Бурановском фестивале», «Форуме живых городов» в Ижевске.

Владислав Шулаев. Фото: mskagency.ruО последнем мероприятии хочется поговорить отдельно — в Удмуртии есть энтузиасты, активно включившиеся в это движение. Все эти люди — пользователи социальных сетей, имеющие связи по всей стране, поэтому информация может распространиться мгновенно. Властям остается только умелыми точными действиями усилить резонанс. С этим как раз проблема — современные технологии коммуницирования ушли далеко вперед от того инструментария, которым, судя по «дорожной карте», располагает правительство республики.

Такие вещи, как «рюкзачок туриста» с сувенирами или сенсорный стол для проведения презентаций, впечатляют, конечно, но есть сомнения в том, насколько соотносятся здесь затраты с потенциальным эффектом. Если заглянуть в таблицу с целевыми показателями, по которым наши власти будут судить об эффективности проводимых мероприятий, становится, выражаясь словами Алисы Льюиса Кэрролла, все «страньше и страньше». Например, предлагается к 2020 году увеличить долю позитивных материалов об Удмуртии в федеральных СМИ с нынешних 0,5 до 1% от общего количества всех публикаций.

О бедных гусарах замолвите слово

Отдадим должное самокритичности наших властей, оценивших фактическую долю положительных публикаций об Удмуртской Республике в 0,5% к общему числу, но то, чего они хотят достигнуть, во-первых, трудноизмеримо, а во-вторых, просто смешно. Можно было бы, например, проводить социологические опросы в той же Москве — это уж точно было бы информативнее.

Удмуртия без имиджа. Фото: pics-zone.ru Одним из мероприятий «дорожной карты» прописано размещение целевых публикаций об Удмуртии в периодических печатных изданиях и мультимедийных СМИ за пределами региона, использование общероссийских рекламных ресурсов. Возможно, правительство собирается просто проплачивать рекламные материалы о республике в количестве 1% от всех публикаций.

Шулаев предлагает более эффективные методы работы со СМИ. Например, организацию пресс-туров в Удмуртию для федеральных журналистов и блогеров на ключевые мероприятия «дорожной карты». Недавним примером того, как это можно организовать, стали мероприятия, связанные с запуском производства «Лады Весты», организованные АвтоВАЗом в Ижевске.

Не обойтись сегодня, по мнению Владислава Шулаева, и без современного продвижения республиканских интернет-ресурсов, таких как инвестиционный портал Удмуртии. Для этого есть эффективный способ — технологии поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей с целью увеличения трафика.

Наши же чиновники планируют до 2017 года только сформировать профессиональные подходы к презентации Удмуртской Республики, определиться с ключевыми брендами, которые нужно продвигать. Может быть, в рамках этой работы вспомнят и о современных технологиях, но пока цели странны, задачи туманны, а все уже засучили рукава и принялись активно трудиться.


Читайте также


comments powered by HyperComments