Полная версия Мобильная версия

В соседнем кресле. Неформальное интервью с министром строительства Удмуртии Иваном Новиковым

K 2808
J
Юлия Сунцова

К просьбе появившегося министра строительства Удмуртии Ивана Новикова подвинуться с его места я отнеслась как к рядовому случаю. Просто сверили буквы в билетах. Прошел добрый дремотный час в полете рейсом «Ижавиа», прежде чем я созналась ему в своих журналистских намерениях. Мы возвращались в Ижевск в соседних креслах.

Иван Новиков. Сделать снимок в самолете не получилось. Это фото с сайта Минстроя УР. За это время мне удалось немного приглядеться к министру. Перед тем как усесться, он снял пиджак и по-простецки повесил его на крючок спинки переднего сиденья. Потом раздавали газеты и конфеты. «Московскому комсомольцу» он предпочел номер «Центра» и дольше остального задержался взглядом на полосах с курсами валют. Взятую у стюардесс горстку барбарисок распределил стратегически: один леденец развернул, остальные — опустил во внутренний карман висящего перед собой пиджака. Потом пролистывал на своем iPad новинки сезона на сайте интернет-магазина итальянской обуви и, наконец, предался просмотру какого-то комедийного боевика. В перерыве на ужин поддержал разговор с соседом по ряду о хлебе насущном. Что-то вроде того, что гречка с курицей утром и вечером в один день отдает неким однообразием.

— Непривычно как-то увидеть вас в «экономе», Иван Геннадьевич, — в конце концов, сдался во мне надеявшийся впасть в сон пассажир-созерцатель, сражавшийся все время молчания с журналистом.

— Вы журналист? — с удивлением отозвался он, и после получения утвердительного ответа завязалась беседа. — А что вас так впечатляет? С недавних пор перелеты бизнес-классом — прямой запрет.

— С каких пор?

— Ну, сколько работаю министром, еще ни разу не летал. Скоро уже год как.

— Кризис?

— Да нет, почему же. Просто неоправданные расходы. У нас, насколько я знаю, только председатель правительства и глава «бизнесом» летают. А нам запрещено. Да и какая, в принципе, разница — «бизнес» — не «бизнес».

— Откуда летите?

— С рабочей встречи в Москве.

— Свободное время оставалось?

— Успел немного пройтись до самолета…

— Пользуясь случаем, спрошу: что вы думаете по поводу точечной застройки на улице Ленина в Ижевске?

Сквер на ул. Ленина перед домом 50 в апреле. Фото ©День.org— Ну, давайте специально сейчас посмотрим на эту точку (министр открывает на планшете карту Ижевска). Вот всеми нами любимый сквер на Ленина (сквер между домами № 48, 50, 52 на улице Ленина в Ижевске. — Прим. «День.org»). Как устроена улица? Шумная «трамвайка», уже существующая линия деловой застройки, дворы, дома. Мое личное мнение: если бы застройщик ставил свой торговый центр, не вылезая за эту уже состоявшуюся линию застройки, то ничего плохого не произошло бы. Жителям было бы только лучше. Их бы огородили от оживленной улицы, грохота электротранспорта, выхлопных газов и так далее. Так нет, он зачем-то полез на пешеходные дорожки, на сквер, двор себе огородил! Естественно, когда он ввел сюда технику и стал ставить забор, жители возмутились. Я бы тоже вышел, сказал: «Что это такое?!» Но точечная застройка точечной застройке рознь. Если бы застройщик по уму все сделал, что в ней плохого?

— В нескольких шагах от этого сквера планируется уничтожить еще один такой же сквер и волейбольную площадку.

Вторая площадка на ул. Ленина. Фото ©День.org— Да, здесь то же самое. Скандалы будут (указывает пальцем на два соседних участка). Земля от города ушла, жители всколыхнулись. В одном месте хотят ставить еще один торговый центр, в другом — автопаркинг. Город эти площадки проторговал. Спрашивается, зачем?

— У правительства есть механизмы, чтобы разворачивать не устраивающие его решения муниципалов?

— Бывают случаи, когда время упущено. Решения по улице Ленина — это уже полностью состоявшиеся, юридически оформленные площадки. Сегодня у обладателя земли здесь абсолютно законное право на владение. Теперь с такими вещами бороться уже всё равно что под кустом с сорняками, а они всё всплывают и всплывают.

— То есть вы хотите сказать, что в правительстве порой не знают, что творится в городе, и нет возможности заблаговременно повлиять на сомнительные решения города, связанные с имуществом?

— Понимаете, у каждого свои функции. У нас нет полномочий сидеть и следить за тем, чем они там занимаются. Кроме того, всегда были схемы… Вот мы, когда, например, стали разбираться с участком на Ленина, поняли, что судьба-то у него ох какая непростая…

— Передача градостроительных полномочий из города в республику, получается, не сильно повлияла на существующую практику принятия решений вразрез с интересами горожан. Почему ситуация не меняется?

— Почему вы думаете, что она не меняется? На самом деле вы просто не знаете, по скольким участкам мы уже отказали в смене назначения — в изменении правил землепользования и застройки. Та же ситуация с Холмогоровским лесом. Как так получилось, что зеленые участки город взял и перекрасил в красные — из лесопарков превратил их в зоны под деловую застройку? Несмотря на то, что такие изменения изначально прямо противоречат Генеральному плану? Раньше в городе была такая практика — закрывать глаза на Генплан. Депутаты спокойно принимали такие решения — голосовали за принятие изменений. Они могли бы и продолжать это делать. Но сейчас мы такое не пропускаем. Сейчас в наших полномочиях — утверждать или не утверждать изменения. Мы принимаем окончательное решение.

— Что нужно сделать, чтобы реанимировать публичные слушания в Ижевске? Процедура фиктивна.

Общественные слушания, в которых принимают участие в основном городские чиновники. Фото ©День.org— Проблема в том, что зачастую в Ижевске делается так, что публичные слушания вроде как и не нужны вовсе. Если площадь объекта в общей сложности не превышает тысячи квадратных метров, то объект относится к условно разрешенным видам использования земельного участка и публичные слушания не нужны. Почему мы помогаем жителям в случае со сквером на Ленина? Потому что тут застройщик хитрит. В соответствии с Генпланом вся эта территория относится к зоне общественно-деловой застройки. И объекты площадью менее 1000 квадратных метров тут, соответственно, являются разрешенными. Ничего вроде и переводить-то не надо. Но! В представленном проекте трехэтажного здания торгового центра (площадью до 1000 квадратов) объективно присутствуют детали, при помощи которых в будущем организовываются перекрытия для увеличения этажности. Построит-то он его трехэтажным, но потом реконструирует и все! Получается, в действительности запроектировано здание поднадзорное, но декларируется иное. Такой проект, по нашим оценкам, должен проходить через процедуру публичных слушаний.

— Может быть, чтобы мнение горожан все же учитывалось, необходимо, чтобы доля общественности вошла в состав городских комиссий — по землепользованию и застройке для начала? Почему у нас с этим туго?

— Сейчас формируется что-то близкое к этому. Глава Удмуртии же заявил о создании при нем Общественного совета по градостроительной деятельности. Там сплошная общественность. Туда же все эти оппозиционеры были приглашены...

— В вашем понимании присутствующая в таких советах общественность — это обязательно оппозиционеры?

— Ну, она разная, эта общественность… Бывает общественность профессиональная, например. Я думаю, что в таких советах должны заседать профессионалы: архитекторы, строители, а не те, кто из каких-то градсоветов выходит, активные члены, так скажем…

Фото ©День.org— Обычные жители, по-вашему, не могут ответить на простые вопросы? Хотят ли они видеть новострой в своем дворе, который будет загораживать им солнце? Изменятся ли к худшему условия их проживания после ввода по соседству объекта?

— Ответ любого обывателя очевиден, понимаете? Люди всегда будут хотеть сносить дома и оставлять парки. Независимо от этого у нас существуют планы по вводу объектов. Что же теперь ничего не строить?

— Должен быть разумный баланс. К чему, к примеру, две сотни тысяч гектаров в недавнем времени были переданы под паркинги и какие-то неясные многофункциональные комплексы, содержащие паркинги?

— Мне эти паркинги не нравятся. Земли эти администрация тоже проторговала. Были какие-то грандиозные планы по созданию многоэтажных автостоянок. Я сам платил за машино-место на стоянке у дома, которая вошла в список концессии. Как только соглашение было заключено, вмиг сменился владелец этой стоянки, вдвое поднялась арендная плата и всё… никаких больше телодвижений. Никакой стройки этих самых заявленных многоэтажных паркингов.

 

Десятилетие до 2011 года Иван Новиков и сам был у руля городского хозяйства, в том числе главой администрации Первомайского района Ижевска, где сейчас разворачиваются скандальные стройки, о которых мы говорили больше всего. Некоторые действия бывших коллег, должно быть, кажутся ему предельно объяснимыми, ясными и логичными. И вместе с тем в условиях негласно провозглашенного конфликта города и республики приходится осуждать конкретные их решения, указывать на их несостоятельность, отказывать в подписании идущих из города согласований и в разговорах объясняться с ними, взывающими к старой дружбе. Не ощущает ли он при этом дискомфорт? Этот вопрос возник у меня уже после внезапно подвернувшегося случая. Остался про запас…


Читайте также


comments powered by HyperComments