Полная версия Мобильная версия

Жизнь на «болоте». Надежда на лучшую долю у жителей окраин Ижевска еще теплится

K 5744
J
Надежда Рысьева

Улицы Степана Разина, Вадима Сивкова, Суворова, Пугачева, Станиславского, Руднева, Щедрина, Мурмана... Громко звучат имена. Но иногда оказывается, что громогласные названия улиц в Ижевске мало что значат. Мы решили отправиться на окраину города, в район, который в народе прозвали «болотом». На улице Степана Разина нет живописных пейзажей. Под ногами дорога, на которой кое-где сохранились куски цельного асфальта. На глаз можно определить, что ему лет двадцать, если не больше.

Фото ©День.orgЯмы, лужи, кочки — результат воздействия природы, антропогенного фактора и бездействия властей, а еще кирпичи и доски — материалы, с помощью которых люди от безысходности пытались самостоятельно выровнять дорогу. Именно потому автомобили, проезжающие по улице Разина, похожи на больших сонных жуков, нащупывающих препятствия впереди. Иначе невозможно. Страшно не только ездить, но и ходить, говорят жители.

Вор в законе

Фото ©День.orgУчасток дороги на улице Разина около железнодорожной линии оставляет желать лучшего. Остатки разбитого асфальта, огромные лужи, кочки да ямы. Сын Светланы Александровны Ильинской не раз пытался «залатать» лужу перед домом подручными средствами. Кирпичи, деревянные доски, щепки шифера, камни — все идет в ход.

— Когда-то здесь был крепкий асфальт, — показывает женщина на разбитую дорогу. — Жил здесь в конце девяностых на самом краю улицы вор в законе. Как раз таки его усилиями эта часть улицы до первого перекрестка (пересечение улиц Разина и Краснопосельской) была отремонтирована. С той поры к асфальту никто не прикладывал рук. Так и живем.

Дороги, дороги

Пока я смотрела, как жители пытаются самостоятельно направить дорогу, со мной поравнялся мужчина.

— Что же это вы там увидели? — поинтересовался прохожий.

— Да вот лужу разглядываю.

— Что их разглядывать? Таких здесь полно. Это вы еще набрели не на самую выдающуюся.

Мужчина остановился, услышав, что я направлена от газеты. Оказывается, мой новый знакомый, Дмитрий Алексеевич, здесь не живет, но часто бывает, раза 3-4 в неделю. По его словам, в этом районе живут его родственники, вот он и забегает на неделе по пути с работы.

Фото ©День.org— Часто здесь прохожу, потому и знаю, в каких условиях живут люди, — строго объясняет он мне, ожидая очередного вопроса. — Что вдоль линии дороги нет, что тут. На машине ездить просто невозможно. Здесь особо-то и не продвинешься на ней, только испортишь-поразбиваешь. Месяца два-три назад щебенкой засыпали участок от ул. Магистральной до колонки этой, — мужчина показывает рукой в сторону улицы Краснопосельской. — Раньше там была грунтовая дорога. Асфальта не было совсем. Осенью-весной проехать вообще невозможно. Вот частники и засыпали ту часть улицы, на которой находится их фирма, щебенкой. Лучше стало, конечно, грязи, по крайней мере, нет.

— Разве дороги прокладывать должны сами жители?

Мой собеседник сокрушенно качает головой:

— Сейчас вот накануне выборов партийные агитируют жителей, многое обещая, дороги в том числе. Партии песочат и органы власти. Но это, конечно, их прямая работа — критиковать существующую власть и себе рейтинг поднимать. Власть нужно «секвостить», и чем сильнее, тем лучше. Плохо то, что и та и другая стороны вспоминают о людях время от времени. Только  перед выборами, когда от нас, жителей, что-то зависит.

Зульфия, жительница многоэтажки на Разина, на выборы давно не ходит. По ее словам, это пустая трата времени.

Фото ©День.org— Вот это что, дорога, что ли? — злобно говорит женщина, с укором глядя на меня, как на человека, виновного во всех бедах. — Ей-богу, сколько можно?! Как ездили с мужем по этой дороге, считая все ямы да кочки, так и ездим. Щебенку в этой части улицы постелили, так и то лучше, чем по грязи да по лужам. Ну а разве в туфлях здесь пройдешь? Это у меня сейчас подошва плоская, удобно. Как женщины ходят, не понимаю… Сочувствую этим людям. Тридцать лет живу здесь, ничего не меняется. Если только очередные ямы появляются.

Тонуть, так тонуть

Водной стихии вольготно в этих местах, особенно весной. Периодически затапливает пересечение Партизанской и Магистральной. По словам жителей, в этот период страшно заезжать на дорогу не только потому, что кругом вода, а больше потому, что дорога всюду плохая, а запомнить и выучить наизусть ямы невозможно. Общаясь с ними, понимаешь, что это как игра в русскую рулетку. Авось, и в этот раз повезет.

Фото ©День.orgНо проблемы здесь не только с дорогами. Примерно у половины жильцов на Степана Разина вода в частных домах есть. В остальных — нет. Да и тем, кто протянул водопровод, иногда приходится носить ее с колонок. Трубы старые, прорывает три-четыре раза в год.

— Ижводоканал приезжал недавно, — рассказывает Светлана Ильинская, хозяйка дома на улице С. Разина. — Латают, ставят хомуты, другая часть трубы вновь прорывает. Ее уже всю нужно поменять, так и не соберутся. Ведь так уже не первый год. Разве это жизнь?

Синдром Плюшкина

Разочаровало то, что многие из жителей не ухаживают за придомовой территорией. Площадки рядом с частными домами буквально обросли сорняками. Повсюду валяются бревна, доски, кирпичи (уже не на дороге). В общем, хлам, которому давно пора подыскать место на свалке, все еще здесь. Синдром Плюшкина, не иначе. Такое ощущение, будто жители давно смирились со своей долей либо решили помочь безучастной власти, общими силами загрязняя все вокруг. «Утонем. Может, тогда о нас вспомнят?»

— Перед выборами нам обещают и качественный водопровод, и дороги, и еще много чего, — продолжает Светлана Ильинская. — Но все мы понимаем, что депутатам мало что надо. Думаю, нужно, чтобы от нашей территории в содружестве с ними работал инициативный человек и периодически их теребил. Тормошить их нужно.

— Есть такой человек?

— Нет, никто не идет.

— Почему?

Фото ©День.org— Да привыкли уже. Сколько здесь живу, мало что меняется. Разочаровались. Говорим: болото-болото. Вот в нем и прозябаем. А люди думают, нам и так нормально. Как такое может нравиться? Нам некуда деваться, вот и живем.

Женщина поспешила уйти. Интеллигентная, рассудительная, слегка ироничная, внешне она выглядела спокойно, но все в ней выдавало отчаяние.

Порой за видимостью полного безразличия скрываются боль и отчаяние людей. Ведь за сорок лет человек все-таки обрастает чешуей, которая становится гарантом спокойствия. Чтобы очередной вопрос не застал врасплох, задев за живое. Взгляд. Сверкающий, пристальный, невероятно внимательный. Эти люди научились сканировать любого, кто заговорит о самом больном. Но они все-таки ждут решения проблем. Хоть и через сорок лет. Люди не перестают надеяться. Надеемся и мы. Хочется верить, что когда-нибудь условия жизни людей здесь будут достойными гордых имен тех, память о ком увековечена в названиях улиц.

[ФОТОАЛЬБОМ]


Читайте также