Полная версия Мобильная версия

Охотники за лесом. На участках, отобранных у охотничьих заказников Удмуртии, началась сплошная рубка

K 6252
J
Дмитрий Манылов

Велика вероятность, что на ближайшей сессии Госсовета УР 25 октября депутаты вторично рассмотрят вопрос о назначении Рафиса Касимова заместителем председателя правительства Удмуртии на постоянной основе, избавив его от затянувшегося статуса исполняющего обязанности. Пока в повестке сессии вопроса о назначении Рафиса Касимова нет, но появилась информация, что, возможно, он будет включен туда в последний момент, на заседании президиума Госсовета УР в понедельник.

Еще совсем недавно здесь был охотничий заказник. Фото: предоставлено Николаем Гагариным.Зато в повестку сессии уже вписан вопрос о втором чтении закона «Об особо охраняемых территориях регионального и местного значения на территории Удмуртской Республики». То есть возможно, что на этой сессии Рафис Касимов планирует поставить точку как по поводу своего неопределенного статуса, так и в споре о законности изъятия из охотничьих заказников Удмуртии почти половины их территории в пользу неуемных аппетитов лесозаготовителей.

Под корень

К тому же к этой сессии появилось и выгодное для наших влиятельных лесорубов решение Верховного суда Удмуртии по этому делу. Промедление им невыгодно, поскольку, как стало известно «ДЕНЬ.org», на территории бывших заказников начались сплошные рубки леса, что может создать нежелательный общественный резонанс. Бывший сотрудник республиканской охотинспекции, охотник с большим стажем, выступающий от лица группы ветеранов, Николай Гагарин сообщил, что предприятия «Увадрев-Холдинг» и «Топ-Лес» якобы уже начали рубить лес в Валамазском, Областновском и Пестеринском заказниках, и даже предоставил фотографии этих рубок.

Рафис Касимов. Фото: © «ДЕНЬ.org»«Увадрев-Холдинг» и так имеет полученные без конкурса под обеспечение сырьем многолетнего инвестиционного проекта огромные территории в аренде под лесозаготовку. Очевидно, что худшая часть леса идет на производство древесно-стружечных плит, а лучшая продается и вывозится за пределы Удмуртии. Аппетит приходит во время еды, и отобранные у природных заказников участки тут же пошли в освоение. Кстати, коммерческий директор компании «Увадрев-Холдинг» Андрей Мымрин будет на сессии в качестве депутата, а за его спиной незримо будет присутствовать бессменный глава холдинга, тоже в прошлом депутат Госсовета Вячеслав Серов.

Есть повод для серьезной дискуссии на Фото: предоставлено Николаем Гагариным.сессии о судьбе лесной отрасли, но похоже, что, кроме ветеранов, которых в Госсовет и не пустят, в ней никто не заинтересован. Рафис Касимов, уже будучи и. о. зампреда правительства, в ответ на обращение Николая Гагарина довольно откровенно сказал, что необоснованные, на его взгляд, ограничения, связанные с рубкой леса в заказниках, затронули права лиц, осуществляющих лесозаготовку. По его оценке, эти лица ежегодно будут недополучать до полумиллиона кубометров качественной ликвидной древесины.

По поводу вреда, который сокращение площади заказника нанесет лесной экосистеме, Рафис Касимов отделался формальной отпиской: «Считаем, что изменение границ государственных охотничьих заказников в сторону уменьшения их площади не повлияет на воспроизводство и восстановление численности охотничьих ресурсов на территории Удмуртии». Как же не повлияют, если площадь, например, Валамазского заказника, в котором уже начались рубки, сокращена с 31,13 до 12,3 тыс. гектаров?

Естественно, что после такого ответа Николай Гагарин подал иск в суд о признании незаконным постановления правительства Удмуртии № 179 от 29.04.2016, которое как раз и закрепляет урезанные границы охотничьих заказников, причем делает это без согласования с федеральными властями. Изменения коснулись сразу десяти заказников, их площадь после вмешательства правительства УР составила 52% к той, что была до принятия постановления.

Круги неопределенности

Доводы суда, скорее всего, имеют серьезную юридическую подоплеку, но в любом случае из текста решения видно, что суд апеллирует не к духу, а к букве закона, находя лазейки в нормативных хитросплетениях. Некоторые тезисы суда с обывательской точки зрения выглядят довольно дико. Например, напоминая истцу, что он обратился в суд как охотник, чьи права ущемляются, суд пишет, что уменьшение территории государственных охотничьих заказников (фактически под вырубку леса. Прим. «ДЕНЬ.org»), напротив, создает более благоприятные условия для добычи животных ресурсов. Дальше совсем круто как по смыслу, так и лексически: «Сокращение границ особо охраняемой природной территории также позволяет использовать транспортные средства на более большей территории, чем ранее».

Было густо, стало пусто. Фото: предоставлено Николаем Гагариным.«Доводы истца о нарушении его прав угрозой вырубки лесных насаждений и уничтожения растительного и животного мира являются лишь предположением и направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, однако законом такого права административному истцу не предоставлено», резюмирует суд.

Это еще не все отдельный круговорот претензии Николая Гагарина к правительству Удмуртии прошли по прокурорской линии. Этим летом Гагарин обратился с тем же вопросом в Минприроды РФ там согласились с его доводами и порекомендовали действовать через прокуратуру. Туда же, в Генеральную прокуратуру, было направлено и обращение от имени Гринпис, рассмотревшей письмо Гагарина и также согласившейся с ним. Что произошло дальше? Генеральная прокуратура спустила дело на региональный уровень в Прокуратуру Удмуртии, от которой в итоге Гагарин получил фактически ответ о законодательных разночтениях, истолкованных в пользу чиновников.

Вероятно, предвидя возможные вопросы журналистов, Рафис Касимов рассказал о том, что замглавы Рослесхоза, участвовавший в недавней проверке министерства, подтвердил правильность структуры управления лесным хозяйством Удмуртии... Читать далее...Прокуратура УР соглашается с тем, что изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено по закону «Об охране окружающей среды», но при этом та же статья, которая это запрещает, дает отсылку к закону «Об особо охраняемых природных территориях». По этому закону региональные власти должны согласовывать такие вопросы с уполномоченным федеральным органом. Однако поскольку порезанные заказники были созданы до вступления в силу этого закона, то и согласование их создания было невозможно, а про изменение границ нигде не сказано, пишет прокуратура. Соответственно, и оснований для мер прокурорского реагирования нет.

Казуистика какая-то. Вопрос нужно рассмотреть по существу, и суть его предельно проста: лесозаготовителям нужно расширить территорию сплошных рубок, причем совсем не для нужд глубокой переработки древесины, а для вывоза ценного сырья за пределы Удмуртии. Чиновники же, вместо того, чтобы навести порядок в арендных отношениях с лесозаготовителями, всячески стимулируют появление новых проектов по глубокой переработке, идут по экстенсивному пути выделения дополнительных делянок, более того, не стесняясь посягать на особо охраняемые природные территории.


Читайте также