Доклад главы Минлесхоза Удмуртии Рафиса Касимова на очередной пресс-конференции в Доме правительства был почти полностью посвящен теме лесных пожаров и лесовосстановительных работ, однако вопроса эффективности АУ УР «Удмуртлес» и аренды лесных участков избежать не удалось.
«Хотели на аукционах на право заключения договоров аренды лесных участков выиграть 600 тыс. кубометров годового использования, а смогли выиграть только 300 тыс. кубометров», — отметил Рафис Касимов от имени «Удмуртлеса». Это его высказывание иллюстрирует фактически заложенный в структуру управления отраслью конфликт интересов: Минлесхоз УР, выступая как орган, оказывающий решающее влияние на деятельность «Удмуртлеса», напрямую заинтересован в аренде лесных участков по низкой цене, и он же, как организатор аукционов, должен работать на максимизацию арендной платы.
Един в двух лицах
Помимо передачи в аренду лесных участков, в качестве мер повышения эффективности деятельности «Удмуртлеса» Рафис Касимов назвал проведенное сокращение численности предприятия на 400 человек и ликвидацию нескольких филиалов. По словам главы Минлесхоза УР, в первую очередь сокращались управленцы, бухгалтеры и экономисты, но вряд ли увольнения исчерпываются этими категориями сотрудников, слишком уж велика цифра. Наверняка туда попал и производственный персонал, а это в любом случае снижает возможности предприятия по проведению лесохозяйственных мероприятий. «Удмуртлес» все больше превращается в посредника, перепродающего лес с полученных в аренду участков.
«„Удмуртлес“ высасывает бюджетные деньги», — считает заслуженный лесовод России и Удмуртии Николай Буераков. По его мнению, некоммерческие функции предприятия необходимо реализовывать за счет бюджета, а деньги на это появятся, если исключить посредников и сосредоточиться на извлечении максимального эффекта при проведении аукционов.
Признаки нарушения «Удмуртлесом» и Минлесхозом УР Федерального закона «О защите конкуренции» выявлялись и Удмуртским управлением Федеральной антимонопольной службы России. Например, в 2014 году Министерство лесного хозяйства республики было уличено в заключении устного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции при проведении открытого аукциона на осуществление рубки леса в Балезинском районе. В подтверждение этого вывода Удмуртское УФАС приводит тот факт, что на участие в аукционе были поданы заявки от трех организаций, однако ценовое предложение поступило только от «Удмуртлеса».
Рафис Касимов озвучил на пресс-конференции годовой объем выручки «Удмуртлеса» — 650 млн рублей, в том числе около 60 млн рублей ассигнований из бюджета. Остальное предприятие зарабатывает и реинвестирует на проведение лесохозяйственных мероприятий.
«В нынешних условиях это не совсем верно, потому что предприятие, которое должно приносить доход и направлять на свое развитие, оно направляет не на развитие, а на лесное хозяйство», — отметил Рафис Касимов.
На вопрос о целесообразности юридического отделения бизнес-направлений «Удмуртлеса» от его некоммерческих функций Рафис Каримов высказался однозначно: «Их невозможно отделить. В стране нет денег, и мы не можем позволить себе финансирование этих мероприятий из бюджета». По оценкам, сделанным на коллегии Минлесхоза УР по итогам прошлого года, финансирование некоммерческих функций «Удмуртлеса» из бюджета потребовало бы 200–250 млн рублей дополнительных ассигнований. При существующей ситуации найти такие деньги действительно непросто, но и сваливать в «общий котел» коммерческие затраты и расходы на проведение лесохозяйственных мероприятий неправильно.
Лесозатратные проекты
«Я на этот вопрос пока отвечать не буду, поскольку один проект в самом начале, второй еще не реализован, — заявил Рафис Касимов на просьбу прокомментировать процесс контроля министерства над тем, весь ли лес используется арендаторами на нужды проектов. — Сроки пока еще не наступили. Там древесина пока не используется по проекту, но это еще не является нарушением. Нарушением это будет на исходе инвестпроекта».
В итоге сегодня под нужды новых инвестиционных проектов остаются участки для сдачи в аренду объемом всего около 200 тыс. кубометров леса в год в Балезинском и Кезском районах. Инвестора под эти последние участки Минлесхоз УР намерен отбирать очень строго и внимательно, даже если уйдет значительное время на его поиск и согласование. Тем временем арендаторы будут продолжать распродавать древесину, в том числе и за пределы Удмуртии, а «Удмуртлес» — посредничать на рынке торговли древесиной, прикрываясь необходимостью финансировать лесохозяйственные мероприятия.