Проблемы с отоплением и горячим водоснабжением и резкое повышение стоимости проезда в общественном транспорте — что ещё нужно, чтобы вывести на улицы Ижевска тысячи недовольных? Протестные настроения подогрело непродуманное решение Правительства УР лимитировать с 1 февраля льготный проезд ветеранам. Терпение враз лопнуло, вслед за не подготовленными к зиме теплотрассами.
Митинг протеста в столице Удмуртии, назначенный организатором — рескомом КПРФ на 6 февраля, мог стать началом нового протестного движения, такого же радикального, каким оно было в Ижевске в 2005–2012 годах. Но не стал. Хотя даже погода была как будто бы «за» — солнечно и тепло, всего минус четыре по Цельсию. Местом для «сцены» организаторы выбрали билборд сити-формата, анонсировавший премьеру оперной постановки Аmore. Vendetta. Morte. Информацию о том, что это такое, выдаёт сайт театра www.operaizh.ru: «10 историй о любви, мести, смерти». На что намекали организаторы, осталось загадкой.
В назначенное время, к 11 часам, к ступеням Театра оперы и балета на Центральной площади Ижевска подошли порядка 300 человек — в основном члены КПРФ, поддержавшие протестный митинг активисты из Общественного совета пенсионеров, а также небольшая группа дальнобойщиков. Тема последних — введение системы «Платон» — была главной на прошлогоднем митинге, также организованном КПРФ, но сегодня дальнобойщики явно отошли на второй план. Лозунг «Нет социальному проездному за 600 рублей!» после принятого накануне решения главы Удмуртии тоже оказался неактуальным.
Куда более хлёстко звучал транспарант: «Растащили весь бюджет — на автобус денег нет!». Но в основном у Театра оперы и балета доминировали красные цвета партийных флагов и прочей атрибутики КПРФ. Не обошлось и без привычных выпадов в адрес главы республики. К прошлогоднему, уже набившему оскомину транспаранту «План Соловьёва прост — ценам свободный рост» добавился новый, странным образом соединивший фамилии главы республики и председателя Правительства УР: «Соловьеву и Савельеву Путин не указ! Вот и урезают льготы все у нас!».
Полиция мирно присматривала за происходящим со стороны. «Нам теперь даже считать по головам никого не нужно», — пояснили полицейские, показав на стоявший за торговой палаткой белый фургон с вышкой и камерами видеофиксации. По словам правоохранителей, новые технологии позволяют вести постоянный мониторинг происходящего на митинге, в том числе и в динамике фиксировать число участников публичного мероприятия.
Если на периферии митинга его участники чаще беседовали на отстраненные темы (погода, внуки, цены), то ближе к эпицентру акции собравшиеся эмоционально реагировали на самые яркие речи со «сцены». Содержание выступлений: отказ от введения ограничений на проезд для льготников, введение бесплатных безлимитных социальных проездных, урегулирование ситуации с отоплением и горячим водоснабжением, отказ от системы «Платон», отмена постановления о взимании платы с автомобилей более 12 тонн, сохранение памятников истории и архитектуры в Ижевске.
Наиболее эффектно и подготовлено звучали речи лидеров рескома КПРФ. В отличие от менее искушенных ораторов партийцы выступали без шпаргалок и, в силу большого опыта в проведении публичных акций, уверенно держась на публике.
Требования представителя дальнобойщиков, в отличие от акции, прошедшей на этом же месте в ноябре прошлого года, не вызвали серьезного отклика среди митингующих. Да и сами владельцы большегрузов, казалось, на митинге практически не присутствовали. Чего не скажешь о пенсионерах.
Пожалуй, самым зажигательным стало выступление представителя Общественного совета пенсионеров Раузы Пастернак, рассказавшей о недавнем походе группы активистов в Правительство УР. Женщина часто сбивалась с мысли, но слушавшие её участники митинга понимающе поддерживали пенсионерку: «Не торопитесь! Вы большие молодцы!»
Представитель организации «Дети войны» вместо выступления с чувством прочитала стихи. Как сообщили бывалые участники митингов, она всегда их читает. Но не обошлось и без попыток импровизации. Некоторые из участников порывались к ступеням театра в надежде взять слово. Две возмущенные женщины время от времени подбирались вплотную к ступеням театра, но так и не получили слово. Не согласованные организаторами ораторы жестко отклонялись. Из-за этого недовольные начинали выступать прямо в толпе.
— Считаю, что на митинг должны были выйти тысячи ижевчан, но нет людей. Жизнь стала просто невозможной! Это и постоянная нервотрепка с отключением горячей воды и тепла, длящаяся с осени прошлого года. Никто ничего не предпринимал, возмутительно! — высказалась пенсионерка Лилия Васильевна, периодически поправляя сбившийся шерстяной платок. — Проблемы, казалось бы, касаются каждого человека, но вот не выходят люди на борьбу. Такое ощущение, что их устраивает ситуация, которая спровоцирована безответственностью наших властей.
Поминутно к общению присоединялись все новые и новые участники. Не имея возможности выразить накопившееся недовольство с трибуны, люди кучковались и, перебивая друг друга, говорили о наболевшем.
— Куда такие деньжищи транспортникам?! Обнаглели в доску! — эмоционально начал один из пенсионеров. Его белесые брови при этом ломались во всевозможных формах. — Пенсию увеличивают на 4 процента, а инфляция, говорят, процентов так под 15. Как тут не возмущаться! Все дорожает: я после инфаркта, раньше необходимое мне лекарство стоило 310 рублей, теперь — 480, такими темпами в два, в три раза вырастет. Как жить прикажете?
[ФОТОАЛЬБОМ]Но многие обсуждали уже последующие митинги, возмущаясь введением талонной системы и ограничением количества поездок для льготников.
— Не поддержат сегодня, выйдем на митинг завтра! За нами не постоит, — слышалось то тут, то там.
— С 1 февраля увеличили стоимость проездных. Но сильнее всего раздражают талоны. Понятно, что старикам невмоготу управляться в транспорте тремя документами сразу. Нам держаться-то тяжело. Ишь чего удумали в министерстве! Век бы не старел, одни проблемы да нищенская пенсия, — сокрушенно замотал головой пенсионер, добавив и в мою сторону, — а вы где, молодежь? Тыкаете пальцами в мышки! Ведь если так пойдет, и вам не видать пенсии как своих ушей!
После завершения митинга площадка перед Театром оперы и балета опустела почти мгновенно. Лишь кое-где участники сбивались в небольшие группы, обсуждая результаты прошедшей акции. Некоторые пытались обменяться контактами, но получалось с трудом, подводили чернила, успевшие подмерзнуть за тот час, что продлился субботний митинг.
Особое мнение
Сергей Щукин, руководитель фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в Городской думе Ижевска:
— Почему рескому КПРФ не удалось организовать массовый митинг при наличии сразу нескольких благоприятных факторов и раздражающего повода? Потому что во главе угла должно быть желание решить реальные проблемы граждан, а не «хотелки» местных лидеров КПРФ переехать в Москву на Охотный ряд после выборов в Государственную думу. Сегодня большую часть семейных бюджетов «съедают» потребительская инфляция и коммунальные платежи, основную часть которых составляет оплата ресурсов. Местная власть к потребительской инфляции отношения не имеет, а вот с ресурсами может и должна разобраться. Ресурсные деньги из бюджетов и карманов граждан уже восемь лет высасывают структуры Виктора Вексельберга. Это не внутренняя угроза, а внешняя. Ей можно противостоять только сообща, поскольку влиятельные олигархические корпорации в нынешней политической системе России, к сожалению, способны менять глав регионов и городов.
Концентрируя остриё критики на главе Удмуртии Соловьёве, местные лидеры КПРФ реально «работают» на Вексельберга и его «приказчика» Вайнзихера. Ещё и денег могут от них получить на выборы, а фактически на дестабилизацию ситуации в столице Удмуртии. Точно так же, как из якобы «неизвестных» источников через КПРФ финансировалась прошлогодняя антисоловьёвская кампания. Да, согласен, что местную и республиканскую власть надо очищать от «агентов влияния» таких структур, как ПАО «Т Плюс». Ну, так надо помочь новым руководителям Ижевска и главе республики это сделать. Лидеры же рескома КПРФ пытаются направить людей по ложному следу. Только пусть помнят: Бог шельму метит.