Исход выборов президента Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» предрешен. Уверенностью в том, что власть в этой организации плавно будет передана замминистра национальной политики УР Татьяне Ишматовой, веяло накануне, в первый день съезда. Зато в кулуарах говорили о переменах, в которых нуждается ассоциация, и нежелании быть игрушкой в руках политиков.
Сегодня в «Удмурт кенеш» изберут нового президента ассоциации. Действующий глава самой крупной удмуртской общественной организации Игорь Семенов несколько недель назад объявил, что не будет претендовать вновь на этот пост и отправится в почетную отставку. И тогда же назвал, кого видит на этой позиции в будущем – вице-президента «Удмурт кенеш», заместителя министра национальной политики УР Татьяну Ишматову.
Президиум съезда ассоциации 11 февраля состоял сплошь из чиновников и государственных людей, в очередной раз подчеркивая, что внимание к деятельности крупнейшей удмуртской организации со стороны власти достаточно пристальное. И, безусловно, столь важный момент, как избрание ее нового руководителя, нельзя пускать на самотек. Именно такими словами, собственно, и объяснила Татьяна Ишматова за пару дней до съезда корреспонденту «ДЕНЬ.org» рекомендацию Семенова голосовать за нее.
Изначально отношения у Ишматовой и Семенова строились непросто. Об этом рассказала сама Ишматова на своей страничке в «ВКонтакте»: «Наши взаимоотношения были разными: он считал меня молодой, некомпетентной. А сейчас вроде бы только нашли один язык». Не ладятся якобы у нее отношения и с министром Ларисой Бурановой. Ишматова пришла в Миннац по приглашению тогдашнего руководителя ведомства Завалина. Якобы две чиновницы до сих пор друг друга терпят с трудом.
Споры кандидатура Ишматовой вызвала на заседании организации «Пичи кенеш». «Очень неспокойно прошло заседание "Пичи кенеш", где Игорь Семенов назвал мое имя, — пишет Ишматова в том же сообщении в «ВКонтакте». — Говорили, что какая-то певичка, танцовщица не может руководить подобной организацией, другие, напротив, поддерживали. Но я ценю любой свой опыт, особенно время, когда училась петь под руководством Надежды Уткиной».
Сейчас Ишматова уже больше общественный деятель и чиновник. За годы работы в молодежной организации «Шунды» и на посту вице-президента «Удмурт кенеш» она, очевидно, уже приобрела и опыт, и хорошие знакомства. Для региональных властей она кажется вполне подходящей кандидатурой, способной удержать ассоциацию в статусе не политической, а культурной организации. Не хочется обострять национальный вопрос. Прерогатива «Удмурт кенеш» — продвижение удмуртской культуры в массы за счет стандартного набора мероприятий.
Вот и вчерашний съезд прошел по вполне стандартной схеме. «Бантичные» доклады о невероятных успехах, горделивые заявления о том, что 10% школьников в Удмуртии изучают удмуртский язык (глянули бы они на показатели изучения татарского и башкирского в соседних регионах), лестные слова о проведенных праздниках. Все это время на участников съезда смотрел черно-белый портрет легендарного удмуртского просветителя и общественного деятеля Трокая Борисова, который разместили на сцене перед столом президиума. Сложно понять, почему именно его и для чего вообще нужен был портрет. Может, это была отсылка к судьбе Борисова, подвергшегося репрессиям в 1930-х годах за чрезмерную активность? Или намек на важность преемственности поколений, чтобы новое руководство ассоциации не забывало об опыте старших товарищей?
Накануне съезда и во время его в кулуарах то и дело поднималась тема участия «Удмурт кенеш» в политических событиях, особенно в преддверии начала избирательной кампании в Госдуму РФ. Вынужденный отказ экс-президента «Удмурт кенеш» Николая Мусалимова от мандата на предыдущих выборах в пользу Бекхана Агаева был воспринят болезненно удмуртской общественностью. В этот раз подобной ошибки решили избежать. По одномандатному округу от «Единой России» будет баллотироваться директор Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН Алексей Загребин.
Спокойное и томительное течение съезда нарушал лишь Альберт Разин, который не раз порывался сорвать монотонные выступления докладчиков. Фигура Альберта Алексеевича в удмуртских кругах воспринимается неординарно, порой к нему относятся не всерьез. Но именно он, после неоднократных попыток завладеть микрофоном, произнес, наверное, самые важные и острые вопросы для удмуртского народа, не нашедшие отклика у местной элиты.
А сказал Разин о сокращении количества удмуртов, говорящих на родном языке, и интересовался у представителя коми, как им удалось ввести изучение национального языка во всех школах республики. Этим он вызвал негодование Игоря Семенова. Тот, казалось, был готов собственноручно вышвырнуть спикера из зала заседания.
Возможно, Семенов в его словах вновь услышал упрек, что «Удмурт кенеш» своим богатым на праздники и конкурсы календарем никак не влияет на популяризацию удмуртского языка и культуры. Они скорее проводятся для их самих же. Давно стало очевидным, что большую роль в повышении престижа говорить на родном языке теперь играют молодые и активные, далекие от политики и пленарных заседаний, а просто радеющие за свое дело. Удмуртскую культуру в массы сейчас больше несут Silent Woo Goore и личности вроде Богдана Анфиногенова, соратники Павла Поздеева и Алексея Шкляева.
Впрочем, относительно молодой возраст Татьяны Ишматовой дает надежду, что перемены в самом «Удмурт кенеш» все-таки произойдут. Все будет зависеть от того, кем она теперь больше будет – чиновником Миннаца или общественным активистом. Ее единственный соперник Александр Яковлев уже объявил о самоотводе. Осталось соблюсти формальности.