На последней коллегии Агентства инвестиционного развития Удмуртии ООО «Орион», один из двух инвесторов, реализующих в нашем регионе проекты по освоению лесов, обратилось к премьеру правительства республики Виктору Савельеву с просьбой о выделении дополнительных 300 тыс. кубометров расчетной лесосеки в год. «ДЕНЬ.org» тогда писал о том, что это стало, пожалуй, самым интригующим моментом всего заседания.
По словам директора предприятия Александра Штумфа, собственных ресурсов им хватает сегодня лишь на 30% от потребности, а планируемый рост производства фанеры увеличит этот дефицит до 75%. Однако ведь не вся древесина, заготавливаемая на участках, арендованных предприятием, используется для нужд собственного производства.
Согласно данным Федерального агентства лесного хозяйства, опубликованным на портале «Учет древесины и сделок с ней», ООО «Орион» только в 2016 году продало 54,3 тыс. кубометров леса. Из них 34,5 тыс. кубометров отправлено давнему партнеру «Ориона» - ООО «Увадрев-Холдинг». Это второй в республике инвестор, реализующий проект в сфере освоения лесов, получивший лесные участки в аренду без конкурса и по льготной арендной плате. Оставшиеся 19,7 тыс. кубометров проданы ООО «Кастамону интегрейтед вуд индастри» — предприятию, связанному с крупным турецким холдингом, организовавшим производство в Татарстане.
Посмотрим теперь, сколько леса продает на сторону «Увадрев-Холдинг», который, по информации, предоставленной «ДЕНЬ.org» одним из участников регионального рынка лесозаготовки, так же, как и «Орион», рассчитывает на предоставление дополнительных льготных лесных участков. По данным того же портала lesegais.ru, в прошлом году «Увадрев-Холдинг» реализовал на сторону 63,4 тыс. кубометров леса.
В общей сложности оба предприятия реализовали в прошлом году 117,7 тыс. кубометров древесины. Если исключить поставки «Ориона» на «Увадрев-Холдинг», то на сторону ушло 83,1 тыс. кубометров. Это в полтора раза больше объема поставок необработанных лесоматериалов в Китай в 2016 году, по данным таможенной статистики. Александр Штумф, обратившись к Виктору Савельеву, упомянул, что лес уходит в Китай, вместо того чтобы идти на нужды глубокой переработки в регионе. Согласно приведенным данным, выходит, что в Китай продается намного меньше, чем два региональных предприятия глубокой переработки продают на сторону.
Безусловно, технологически не всю древесину, заготавливаемую ими на льготных лесных участках, нужно пускать на производство фанеры или ламинированной древесно-стружечной плиты. Только тогда, возможно, имеет смысл вообще пересмотреть схему поддержки государством подобных проектов освоения лесов? Может быть, было бы рациональнее не отдавать предприятиям-инвесторам лесные участки, а просто централизованно обеспечивать их необходимым сырьем?
Существующая схема на долгие годы дает им серьезное преимущество по сравнению с обычными лесозаготовителями. Согласно распоряжению правительства Удмуртии от 5 ноября 2013 года об утверждении заявки «Увадрев-Холдинг» на реализацию своего инвестпроекта годовая сумма льготы по арендной плате составляла 11,3 млн руб. (по закону инициаторы проектов в сфере освоения лесов оплачивают аренду лесных участков с коэффициентом 0,5). Срок окупаемости проекта тогда был установлен продолжительностью 6,8 года, то есть за весь период окупаемости при ставках арендной платы, действовавших на конец 2013 года, общая сумма государственной поддержки по аренде составит 77,8 млн руб. В распоряжении также сказано, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению общих ставок арендной платы, то есть фактическая сумма льготы существенно превышает ту, которая была обозначена в 2013 году.
В свое время «ДЕНЬ.org» направлял запрос в «Увадрев-Холдинг» о том, какая часть заготавливаемого леса идет на нужды собственного производства. «Ответ следующий: осваиваем весь объем, уменьшать объемы не планируем. По поводу увеличения сказать ничего не могу», — ответила нам тогда представитель предприятия Надежда Лапина. Вот так и продолжает «Увадрев-Холдинг» успешно осваивать все выделенные ему лесные участки для нужд собственного производства, реализуя при этом на сторону огромные объемы древесины.
Получается, что большинство участников рынка, попрекая друг друга поставками «кругляка» за пределы республики, сами делают то же самое. В результате лес продолжает вывозиться на сторону. При этом правительство ищет возможности удовлетворить новые заявки на льготную аренду лесных участков. Такая ситуация может привести только к усилению монополизма на рынке лесозаготовки.
Если «Увадрев-Холдингу» и «Ориону» действительно нужны дополнительные лесные ресурсы, то они вполне могли бы найти древесину необходимого качества у других лесозаготовителей Удмуртии. В этом случае меньше леса ушло бы за пределы республики, остался бы резерв для новых инвесторов, словом, лесная отрасль в целом заработала бы с большей эффективностью.