Полная версия Мобильная версия

Дефолт всего остального. Правительство РФ вполне платежеспособно, а Удмуртию ждет денежная засуха

K 3732
J
Дмитрий Манылов

Тотальная экономия надвигается на нас, как запрет на воду при засухе. Это трудно представить себе зимой, но экономика как будто начинает меньше пить, мы лимитируем воду в колодцах, а оросительные системы отключаем совсем — готовимся к худшему. Хороший антикризисный метод, главное, только не пересушить экономику до состояния мумии. Сегодня в Удмуртии такая опасность существует.

Вот так иллюстрируют бюджетное секвестирование в США, но там было еще и количественное смягчение. Фото: expertonline.kzПодготовьте-ка реестр на секвестр

Вопрос о секвестре федерального бюджета на 2016 год практически решен. Минфин РФ поставил перед отраслевиками задачу — сократить общий уровень расходов на 10%, дав право самостоятельно выбирать, какие статьи и в каком объеме будут сокращены. Если задание не будет выполнено, министр финансов Антон Силуанов обещает сократить на 10% все статьи по соответствующему направлению. До этого, конечно, не дойдет — зарплату, и так уже изрядно похудевшую с учетом инфляции, не тронут, а наибольшему секвестру подвергнутся статьи, связанные с развитием, — капитальные вложения и различные виды субсидий бизнесу.

Большинству регионов остается только последовать примеру федералов. Удмуртские власти уже отреагировали — Виктор Савельев на аппаратном совещании в резиденции главы Удмуртии 18 января объявил о том, что ассигнования на 2016 год, за исключением зарплаты и социальных выплат, будут доведены до бюджетополучателей в ограниченных объемах — от 50 до 95% от бюджетных назначений.Министру финансов УР Станиславу Евдокимову не позавидуешь — ему приходится быть «мистером нет-нет». Фото: © «ДЕНЬ.org»

Глава региона Александр Соловьев высказался на одном из недавних совещаний о том, что сокращению может подвергнуться и размер федеральных субсидий Удмуртии. В прошлом году подобная ситуация уже возникала: лимиты финансирования из бюджета УР по незащищенным статьям были сокращены на 25% и у региона не было точной информации о том, какой фактический объем федеральной помощи сложится к концу года.

Это довольно неприятная ситуация — российское правительство держит регионы в режиме постоянного ожидания нерегламентированной помощи, а главной обязанностью местных чиновников становится освоение с таким трудом полученных средств любой ценой.

Спрос больше не может родить предложение

В конце прошлой недели первый зампред Банка России Ксения Юдаева в интервью Bloomberg Television заявила, что из-за нового ослабления рубля не может полностью исключить увеличение ключевой ставки. При этом, по ее словам, Банк России собирается сократить инфляцию к концу следующего года до 4%. Очередное ослабление рубля неминуемо вызовет новую волну подорожания импорта, в таких условиях сохранение 4%-ной инфляции возможно только, если по-максимуму «придушить» спрос.Ксения Юдаева обещает инфляцию 4%. Фото: foto-tur.ru

Что, собственно говоря, и делается. Согласно последней информации Удмуртстата по изменению розничных цен, в республике с 11 по 18 января зафиксировано снижение средних потребительских цен по 17 продовольственным позициям, включая мясные консервы, хлеб, соль, водку, свинину с костями, морковь, картофель, печенье. То есть подешевело сразу несколько ключевых продуктов экономсегмента. Ретейлеры отыгрывают назад повышение наценок только в условиях существенного снижения спроса, чтобы удержать у себя покупателей экономкласса, доля которых будет только увеличиваться.

Приказано усыхать

Падение спроса влияет не только на ретейл — это как всепроникающая ржавчина, которая постепенно добирается до всех сегментов рынка. Первые результаты этого видны уже сейчас — тот же Удмуртстат констатирует на 1 января 2016 года рост долгов по зарплате в Удмуртии по сравнению с началом прошлого года почти в три раза. В основном это строительные предприятия, обрабатывающая промышленность. На последнюю власти Удмуртии возлагали большие надежды, однако к концу года обрабатывающее производство по физическому объему тоже ушло в минус.

Некоторым сейчас уже не до кредитной истории. Фото: club-picanto.ru Тревожный сигнал — семикратный рост просроченной задолженности предприятий обрабатывающей промышленности Удмуртии по кредитам коммерческих банков. Если на 1 декабря 2014 года, по данным Банка России, эти предприятия имели просрочку по кредитам в сумме 0,3 млрд руб., то на 1 декабря 2015-го — уже 2,2 млрд рублей. В таких условиях сложно рассчитывать на то, что промышленность сможет при нынешней финансово-кредитной политике стать драйвером роста экономики при всех плюсах, которые дает девальвация рубля.

Разбегайтесь на два года

Министр экономического развития России Алексей Улюкаев, вопреки всякой логике поведения государственных чиновников, на прошедшем недавно Гайдаровском форуме вместо того, чтобы рассказать о мерах правительства по стимулированию предпринимательской активности, предостерег бизнес от напрасных надежд на рост продаж в течение ближайших двух лет. «Бизнес не принимает важных решений по сокращению издержек, по сокращению персонала, — посетовал Улюкаев. — Они верят, что почему-то восстановятся продажи через год или через два. А они не восстановятся, и придется приводить издержки в соответствие с новым будущим».Что бы еще сократить? Фото:z-city.com.ua

С легкой руки Дмитрия Медведева это новое будущее в правительственных кругах теперь называют «новой нормальностью». Раньше я думал, что нормальность, как и свежесть, не делится на категории. Еще один тренд последнего времени — уверения чиновников в том, что они не допустят повторения 1998 года. Всё верно — никакого дефолта по обязательствам государства не будет, «нефтяные» годы помогли привести государственный долг РФ к комфортному состоянию.

Может случиться другое — дефолт регионов, бизнеса и населения, благо закон о банкротстве физических лиц успели принять заблаговременно. Если так пойдет и дальше, то вся страна, кроме Правительства РФ и некоторых специфических бизнесов, сможет подавать на банкротство — сразу на стадию распродажи имущества.


Читайте также