Рейтинг Ижевского ЭПИцентра (рейтинг ЭПИ) составляется на основе анализа событий прошедшего месяца (года), оказывавших существенное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуации в Удмуртской Республике. Нахождение (отсутствие), а также происходящие изменения в положении фигурантов рейтинга не связаны с политической позицией его составителей и не основываются на социологической оценке включенных в рейтинг ЭПИ политиков, предпринимателей, общественных деятелей, государственных и муниципальных должностных лиц. Главный критерий оценки – причастность к «рейтинговым» событиям в анализируемый период.
Два месяца в городах Удмуртии шла борьба за уверенность в будущем, у каждой из групп участников за свой её вариант. Выборы депутатов городских дум как тест на политическую состоятельность в новых конкурентных условиях прошли не все. Порой не помогали даже значительные материальные ресурсы. Сухой итог выборных схваток — попытка реванша ориентированных на экс-президента Волкова сил не прошла, но и у тех, кто мог бы считать себя победителем, твёрдой уверенности в будущем не появилось.
Специфика выборного периода сделала положение многих фигурантов рейтинга довольно условным, меняющимся вслед за новыми обстоятельствами. Из десяти позиций в «десятке ведущих» в августе — сентябре на прежних местах по сравнению с июльским рейтингом остались лишь двое: глава Удмуртии Александр Соловьёв и руководитель его администрации Андрей Гальцин. Вопреки ожиданиям скептиков Соловьёв выборы выиграл на всех фронтах и даже в целом ряде важных для него частных случаев.
«Единая Россия» набрала больше 50 процентов, а главный публичный обличитель главы республики — КПРФ еле дотянула до 16 процентов. Ставленник экс-президента Волкова Денис Агашин, претендовавший на роль нового главы Ижевска, с треском проиграл выборы в одномандатном округе, а действующий «мэр» Александр Ушаков, от которого Соловьёву надо было каким-то образом избавляться, сам недотянул до мандата в своей территориальной группе. Однако жирную точку в этой череде политических побед Соловьёву до конца сентября поставить не дали.
Третий номер в «выборном» рейтинге — тот, о ком все знали, но публично не называли, — вероятный кандидат на должность главы Ижевска Ильдар Бикбулатов так и остался фигурой умолчания. Неопределённость с его неформальным «согласованием» с федералами растянулась на весь выборный период и так окончательно и не разрешилась даже спустя три недели после выборов. Как считают эксперты, кандидатуру Бикбулатова блокирует кто-то из администрации президента РФ. Относительно гладко смена власти прошла только в двух городах из пяти: Сарапуле и Глазове.
Побочным эффектом выборов считают и сильно охладевшие отношения между главой республики и премьером Виктором Савельевым, формально являвшимся руководителем «штаба» «Единой России» в Ижевске. По мнению наблюдателей, Савельева подвели ущемлённые амбиции. Премьер слишком часто пытался примерить на себя представительские полномочия главы республики вместо того, чтобы сосредоточиться на рутинной работе в правительстве.
Вероятно, ответной реакцией на внутреннее напряжение в верхах стало появление идеи о необходимости объединить должности главы и премьера. В период выборной агитации данный тезис был включен в программу одной из прошедших в Гордуму Ижевска партий — «ПАТРИОТЫ РОССИИ», а после выборов с резонансной статьёй о реформе республиканской власти выступил в официальной газете «Известия УР» влиятельный предприниматель и депутат Госсовета УР Андрей Осколков. По мнению Осколкова, вернувшегося благодаря своей инициативе в рейтинг ЭПИ, причём сразу на пятое место, республиканский парламент необходимо сократить с 90 до 50 человек, а глава УР должен непосредственно возглавлять правительство. Данные изменения предложено провести поэтапно, по истечении срока полномочий действующих органов власти, однако, как считают эксперты, обострение отношений в республиканских верхах может ускорить перемены в государственном устройстве Удмуртии.
Косвенно, хотя и от обратного, к этому причастны местные коммунисты, первыми начавшие задолго до выборов «раскачивать лодку» республиканской власти. Размещенные на всех улицах столицы республики самонадеянные баннеры «КПРФ — партия победителей» после 13 сентября режут глаз, наверное, и самим «победителям». Главный администратор политики наезда на нового главу Соловьёва — второй номер в ижевском списке КПРФ Владимир Чепкасов своих целей не достиг (как и те, кто финансировал кампанию коммунистов), однако «лодку» действительно «раскачали». Таким образом, по итогам периода Владимир Чепкасов на шестом месте в «десятке ведущих». В то же время лидер республиканской организации КПРФ Владимир Бодров выпал из рейтинга ЭПИ, так как самой парторганизации в Ижевске гордиться особо нечем — в абсолютных цифрах более худший результат был у КПРФ только в далёком 1993 году.
На седьмом месте рейтинга находится главный федеральный инспектор Дмитрий Мусин. В новых политических условиях у федералов появилось широкое поле для маневров — внутриэлитных конфликтов достаточно, а социальная обстановка пока относительно стабильна. В такой ситуации возрастает значимость трактовки событий, транслируемой наверх, чем, собственно, аппарат ГФИ и занимается.
Формальный лидер списка «Единой России» на выборах в Гордуму Ижевска Алексей Прасолов в самих выборах вообще не участвовал (и даже отсутствовал в этот период в Удмуртии), тем не менее он мог воспользоваться их результатами. По мнению экспертов, не откажись Прасолов от мандата, он бы наверняка стал руководителем самой большой фракции в Городской думе и фактически «теневым» мэром столицы Удмуртии. Вряд ли такой расклад устроил бы руководство республики, к тому же в этом случае «Единая Россия» стала бы мишенью для критики практически всех других участников политической жизни. Очевидно, Прасолова, занявшего по итогам периода восьмое место в «десятке ведущих», пока устраивает его нынешний статус начальника треста, а в качестве представительства в Гордуме у него есть, можно сказать, своя фракции подчинённых.
На девятом месте — единственный силовик, попавший в августовско-сентябрьский рейтинг ЭПИ, это руководитель СУ СК России по УР Владимир Никешкин. Новых особо громких дел в этот период в Удмуртии не случилось, тем не менее главный следователь республики традиционно чуток к политической конъюнктуре и всегда держит руку на пульсе.
Замыкает рейтинг ЭПИ известный в Удмуртии предприниматель Виктор Хорошавцев, в прошлом депутат многих созывов Ижевской гордумы, Госсовета УР, Курултая РБ и экс-член СовФеда. Напрямую в политике он давно не участвует, но появление Хорошавцева в рейтинге своего рода знак — сколько бы в Правительстве УР ни имитировали бурную инвестиционную деятельность, ждать притока инвестиций особенно неоткуда, разве что от тех, кто создал капиталы в последние пятнадцать лет здесь же в республике.
«Пятёрка потерпевших». Антирейтинг политического влияния в Удмуртии в августе — сентябре 2015 года
Никогда ещё «пятёрка потерпевших» не была такой статусной по составу, как в августе — сентябре текущего года. Правда, статус тоже не вечен. Первое и второе места в антирейтинге достались проигравшим выборы в Городскую думу Ижевска бывшему сити-менеджеру Денису Агашину и досиживающему последние дни главе муниципального образования «Город Ижевск» Александру Ушакову. Замыкает первую тройку из «потерпевших» бывший президент УР, член Совета Федерации Александр Волков, окончательно (вслед за своими протеже) теряющий нити управления над столицей Удмуртии.
Четвёртый и пятый фигуранты антирейтинга также оказались здесь в связи с итогами выборов в Гордуму Ижевска. Известный (но имеющий большой антирейтинг в столице Удмуртии) предприниматель в сфере ЖКХ Рауф Кутдузов и популярный в прошлом оппозиционер Андрей Коновал, сопредседатель независимого профсоюза медицинских работников «Действие». Оба проиграли выборы и не смогут принять участие в политической жизни в острый переходный период. Для бывшего «Патриота» Коновала, который с начала года стал публичным лицом и голосом агиткампании КПРФ, это означает ещё и потерю последней проходной политической площадки, которую он мог использовать для личного участия в местных и региональных выборах в перспективе. КПРФ это не помогло, Коновалу тоже.
Читайте также:
Рейтинг политического влияния в Удмуртии в июле 2015 года