Полная версия Мобильная версия

«Десятка ведущих». Рейтинг политического влияния в Удмуртии в январе-феврале 2015 года

K 4223
J

Рейтинг «Ижевского ЭПИцентра» (рейтинг ЭПИ) составляется на основе анализа событий прошедшего месяца (года), оказывавших существенное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в Удмуртской Республике. Нахождение (отсутствие), а также происходящие изменения в положении фигурантов рейтинга не связаны с политической позицией его составителей и не основываются на социологической оценке включенных в рейтинг «ЭПИ» политиков, предпринимателей, общественных деятелей, государственных и муниципальных должностных лиц. Главный критерий оценки – причастность к «рейтинговым» событиям в анализируемый период.

 

 В новый 2015 год истеблишмент Удмуртии вошёл на полном контрасте с прошлым, когда все ждали путинский указ о назначении врио Главы УР.

Ждали так заинтересованно и напряжённо, что любые планы могли рассматриваться исключительно через дилемму: останется? Не останется? Сегодня все это не актуально, о бывшем бессменном президенте УР никто даже не вспоминает.

Первый политический год «без Волкова» начался буднично под руководством премьера Виктора Савельева, исполнявшего обязанности ушедшего в двухнедельный отпуск Главы УР. А уже в феврале, приурочив пресс-конференцию к годовщине указа о назначении врио Главы УР, Александр Соловьёв дал понять, что он всерьёз и надолго, оценил проделанную за год работу на «четвёрку» и заявил, что «в течение года делал всё, чтобы народ поверил в новую власть».

Поверить (после ухода слишком непопулярного и долго сидевшего на своем посту лидера) было несложно. Но новой «новую власть» можно назвать только с очень большой натяжкой. По-настоящему «свежих» и весомых фигур в руководстве республики в течение 2014 года так и не появилось. Зато появились симптомы будущих политических разногласий и претензий к первым лицам республики.

 

Рейтинг политического влияния в Удмуртии в январе-феврале 2015 года
В первом рейтинге политического влияния за январь-февраль 2015 года Глава УР Александр Соловьёв, разумеется, на самом верху. Его карт-бланш закончится ещё не скоро. Полномочия у него есть, возможностей недостаточно. Ни почти завершившееся к концу февраля 15-процентное сокращение численности чиновников, ни объявленная оптимизация площадей помещений, занимаемых республиканскими ведомствами, не меняют общей картины сильнейшего кадрового и финансового дефицита, доставшегося Соловьёву от его предшественника. Соловьёв вроде бы и пытается что-то изменить, но «приводные механизмы» явно его подводят.

В рейтинге «Ижевского ЭПИцентра» по итогам января-февраля второе место у премьера Виктора Савельева. Сегодня по поручению Главы УР он фактически отвечает за формирование будущего состава Городской думы в столице Удмуртии. Кроме того, в январе Савельев формально исполнял обязанности Главы УР. Впрочем, дело не только в должности.

На протяжении всего 2014 года по части влияния и.о. премьера Савельева легко обходили другие фигуранты рейтинга, обладающие административным весом, в том числе руководитель администрации Главы и Правительства УР Андрей Гальцин.

Резко возросшая в январе-феврале активность Савельева отчасти связана с проседанием позиций его аппаратных конкурентов. К тому же Александр Соловьёв был в отпуске, и Савельев имел легальную возможность примерить на себя полномочия главы республики, а Андрей Гальцин оказался в ситуативной зависимости от премьера. Слухи о том, что Гальцин - один из потенциальных кандидатов на должность Главы МО «город Ижевск» связывают его карьеру с новым составом Городской думы Ижевска, а этот вопрос сейчас в руках у Савельева. Кроме того, в начале года Гальцин оказался в центре скандала, связанного с проверкой сотрудниками УФСБ по УР расходования средств избирательного фонда кандидата в Главы УР от «Единой России». Вряд ли проверка выльется во что-то серьёзное, но «осадок останется», а поволноваться эта история уже точно заставила. В результате, в январе-феврале  в «десятке ведущих» Гальцин только на четвёртой позиции.

 По сравнению с 2014 годом снизилось в рейтинге «Ижевского ЭПИцентра» и положение министра внутренних дел УР Александра Первухина. Отчасти этому способствовали его «подвешенное» состояние с контрактом и ожидание назначения на аналогичную должность (но с повышением в звании) в другой субъект РФ. Отчасти сказались издержки трагического случая с самоубийством депутата Госсовета УР и руководителя компании «Титан» Павла Титова. По неофициальной информации следователи Следственного управления Следственного Комитета РФ по УР в рамках проверки версии о доведении известного предпринимателя до самоубийства допросили  и заместителя начальника полиции (по оперативной работе) Татула Коляна ранее, как и министр Первухин, служившего в Свердловской области. Между тем, Александр Первухин по-прежнему наверху рейтинга «Ижевского ЭПИцентра» - третье место.

Пятое место в рейтинге другого силовика - руководителя СУ СК РФ по УР Владимира Никешкина - это плюс одна позиция по сравнению с итогами 2014 года. В январе-феврале именно от позиции его ведомства в конечном итоге зависела судьба двух скандальных тем, остающихся пока в латентной форме. Это проверка расходования избирательного фонда кандидата Соловьёва (точнее причастности ряда должностных лиц к возможным злоупотреблениям) и версия с доведением до самоубийства Титова, к которой могли быть причастны действующие и бывшие высокопоставленные сотрудники МВД по УР.

Сити-менеджер Ижевска Денис Агашин по итогам января-февраля занимает шестое место в «десятке ведущих». С Агашиным вообще всё сложно. С одной стороны его «команда» больше других готова к выборам в Городскую думу Ижевска, с другой - избранная модель МСУ, которую в марте собираются оформить законодательно, вряд ли предполагает, что главой столицы Удмуртии (избираемого из числа депутатов, но с полномочиями главы администрации) станет Денис Агашин. Тем не менее, ряд групп, имеющих влияние, могут по итогам выборов оказать ему политическую поддержку. И, если кандидатура на должность главы МО «город Ижевск» со стороны республиканских властей окажется неудачной, у Агашина есть шанс, правда пока только гипотетический.

Появление на седьмой позиции рейтинга Владимира Чепкасова, руководителя фракции КПРФ в Госсовете УР, прямо связано с публичным отказом части лидеров рескома КПРФ от их привычной тактики лояльности по отношению к республиканскому руководству. Ожидание преференций от новой власти закончилось. Пока это похоже на легкие покусывания в надежде на то, что Глава УР «одумается» и оценит по достоинству главного коммуниста Госсовета УР. Однако, скорее всего, тактика оппозиционности коммунистов по отношению в Соловьёву затянется, как минимум до выборов в Госдуму в 2016 году. Всё это обязательно скажется как на конфигурации предстоящих в сентябре муниципальных выборов в городах Удмуртии, так и на внутренней жизни республиканской организации КПРФ, в которой уже началась борьба за мандат депутата ГД-2016. 

Руководитель фракции «Единой России» и начальник ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» Алексей Прасолов (8 место) раньше редко попадал в какие-либо рейтинги. Но в условиях ограниченного бюджета его влияние на распределение ресурсов на капстроительство существенно возросло. В январе-феврале он уже попытался использовать полномочия Главы УР для решения больной для него проблемы с нехваткой кадров за счёт других строительных организаций республики. И, по всей видимости, будет повторять эти попытки вновь и вновь, попутно создавая сложности для малого и среднего бизнеса, занятого в строительстве. Защитой прав этого бизнеса, кстати, занимается его сын - Александр Прасолов, назначенный ещё «при Волкове» уполномоченным по защите прав предпринимателей.   

Один из самых влиятельных предпринимателей в последнее десятилетие правления президента Волкова - Андрей Осколков в январско-февральском рейтинге «Ижевского ЭПИцентра» на девятой позиции. В конце января в газете «Удмуртская правда» вышло его интервью, которое в аппаратном окружении Главы УР посчитали чуть ли не «программным». Это, конечно, большое преувеличение, но сам факт выхода публикации свидетельствует о происходящих переменах в политической жизни Удмуртии -  даже те, кто раньше принципиально чурался публичности, потихоньку осваивают новые для себя инструменты.

Появление в «десятке ведущих» Главного федерального инспектора по УР Дмитрия Мусина прямо связывается со слухами об интересе УФСБ по УР к вопросу о возможных злоупотреблениях при расходовании средств избирательного фонда со стороны статусных чиновников администрации Главы УР. Есть мнение, что это ГФИ по УР мог навести правоохранителей на выборную тему, от участия в которой Мусин, как известно, был дистанцирован. Даже если эта история ничем не закончится, должностные лица республиканской власти будут теперь знать, что главный федеральный инспектор тоже влиятельная фигура и ему есть куда обратиться.  

  

«Пятёрка потерпевших»

Антирейтинг политического влияния в Удмуртии в январе-феврале 2015 года

Неудовлетворёнными итогами первых двух месяцев нового 2015 года (хотя и каждый по-своему) могут быть Глава Ижевска Александр Ушаков, первый секретарь рескома КПРФ Владимир Бодров, заместитель руководителя администрации Главы УР Сергей Сабуров, владелец коммунальной «империи» в столице Удмуртии Рауф Кутдузов и экс-руководитель ОАО «Концерн «Ижмаш» Виталий Шурыгин.

 

Антирейтинг политического влияния в Удмуртии в январе-феврале 2015 года

Последнему не повезло больше всех. Бывшего «сподвижника» покойного Владимира Гродецкого 22 января задержали оперативники службы экономической безопасности ФСБ, после чего Шурыгин был доставлен в Москву, где Тверской суд в качестве меры пресечения избрал в отношении него домашний арест. Знакомые с ситуацией источники считают, что это могло случиться гораздо раньше - тогда же, когда был арестован экс-руководитель группы предприятий «Ижмаш» Владимир Гродецкий. Есть мнение, что Шурыгин можно сказать «кинул» Гродецкого и все лакомые активы бывшего «Ижмаша» в реальности контролировал он, а вовсе не Гродецкий. Неуязвимость Шурыгина объясняли тем, что ему долго удавалось сотрудничать с «варягами» из Ростехнологий. Видимо, новые собственники в его услугах нуждаться уже перестали.  

Курирующий «внутреннюю политику» в резиденции Главы УР Сергей Сабуров рискует стать крайним в истории с проверкой расходования средств избирательного фонда. Формально Сабуров не мог иметь к этим деньгам никакого отношения, но по должности он был своего рода «главным политтехногом» выборов. Впрочем, при неблагоприятном для Сабурова стечении обстоятельств отвечать он будет не за выборы, а за своего непосредственного начальника - Андрея Гальцина.   

Директор ООО «УК Доверие» Рауф Кутдузов мог встретить новый 2015 год под домашним арестом по делу, возбуждённому по заявлению ООО «УКС». Но ему удалось выкрутиться. Тем не менее, в антирейтинг января-февраля он всё же попал благодаря однодневному визиту в Ижевск главного жилищного инспектора России Андрея Чибиса, прилетавшего 3 февраля в столицу Удмуртии, чтобы в «ручном режиме» урегулировать конфликт группы собственников дома 77 по ул. Молодёжная с «кутдузовской» УК «Единая». К тому, что его имя стало нарицательным в Ижевске Рауф Кутдузов, очевидно, уже привык, но федеральная «слава» пришла к нему впервые.

Попаданием в «пятёрку потерпевших» первый секретарь рескома КПРФ Владимир Бодров обязан своему товарищу-конкуренту по партии Владимиру Чепкасову. Жёг мосты в январе-феврале только последний, а отдуваться за порчу отношений с республиканской властью придётся ему.

 Наконец, самым главным «потерпевшим» начала нового политического года можно считать главу Ижевска Александра Ушакова. Избранная окружением Главы УР модель местного самоуправления, которую планируют вынести на утверждение депутатов, явно не для него. По новой схеме глава местного самоуправления должен будет отвечать за исполнительную власть, а Ушаков уже так давно ни за что не отвечал...


Читайте также