Полная версия Мобильная версия

Девушка с аккордеоном. Гость ижевского фестиваля не обращает внимания на эпитет «Дранга в мини-юбке»

K 7984
J
Александр Поскребышев

Главной фигурой фестиваля-конкурса эстрадного баяна и аккордеона «АртМиссия» в Ижевске стала Мария Селезнева — яркая, эффектная аккордеонистка, которая не только технично играет и виртуозно движется на сцене, но и пишет авторскую музыку. Обозреватель «ДЕНЬ.org» напросился на эксклюзивное интервью с гостьей столицы Удмуртии.

Мария Селезнева. Фото: vk.com/club19855895Музыкальная школа сквозь слезы ручьем

Впервые Маша Селезнева увидела аккордеон в раннем детстве в родной Сызрани.

— Каждую субботу мы собиралась у нас дома семейным кругом, пели песни под аккордеон, на котором играл хороший друг нашей семьи, — рассказывает Мария. — Инструмент он привез с фронта, из Германии. Это был знаменитый аккордеон Weltmeister — красный, с перламутровым отливом. Когда дядя приходил к нам в гости, я бросалась к нему и очень просила, чтобы он поиграл. Позже мама купила мне этот аккордеон, вспомнив историю из своего детства. Однажды она увидела, как совсем маленькая девочка играла на гармонике, была изумлена и воскликнула: «Моя дочь тоже будет играть на этом инструменте!»

Тот самый Weltmeister. Фото: vk.com/club19855895Осваивать алый с перламутровым оттенком Weltmeister Маша начала вместе с сестренкой. Немецкий аккордеон для хрупких девчушек был огромным и тяжелым.

— Если в музыкальной школе я играла на «половинке», то дома мне приходилось «мучиться» на трехчетвертном инструменте, — смеется Мария. — Мама ставила передо мной будильник и говорила: «Вот когда большая стрелка часов дойдет до 12, тогда ты можешь прерваться».

— Понятно, что вы скорее не играли, а смотрели на «ненавистную стрелку».

— Я и играла, и смотрела, и иногда подкручивала стрелки вперед, потому что мне казалось, что они «не идут». Разучиваю какую-нибудь пьесу, а вся клавиатура у меня в слезах. Реву и ору: «Отпустите меня погулять!» До сих пор я не могу понять, почему, когда красивых мелодий для аккордеона написано очень много, в музыкальной школе детям давали разучивать программы, от которых ручьями лились слезы. Вспоминая свое прошлое в музыкальной школе, я не смогу назвать пьесу, которая бы мне тогда понравилась. Поэтому я убеждена, что при выборе репертуара педагогам надо обязательно учитывать мнение ученика.

Мария Селезнева с «Бурановскими бабушками». Фото: vk.com/club19855895Свое лицо, а не «звездный товар»

— Немудрено, что жесткий диктат учителей навсегда отбивал любовь к музыке у многих юных. А что вы играли, когда осознали, что аккордеон стал вашим вторым «я»?

— Конечно, Пьяццоллу или Гальяно, кое-что из Зубицкого. Восхитительную музыку для аккордеона написал Новиков. Для меня идеальный репертуар тот, в котором программа усложняется по мере развития музыканта. Но при этом исполняемую музыку могут понять и полюбить не только музыканты и музыковеды, но и широкая публика. Пьесы Пьяццоллы и Новикова нельзя назвать простыми, но при этом их можно сыграть как на конкурсе и в концертном зале, так и на свадьбе за праздничным столом.

— Это прагматично даже с точки зрения продвижения на эстрадной сцене. У вас есть желание попасть туда, где играет тот же Петр Дранга?

На съемках. Фото: vk.com/club19855895— Цели обязательно попасть в шоу-бизнес я перед собой не ставлю. Решит судьба, что надо, препятствовать не буду, нет — не расстроюсь. Для меня неинтересно мое развитие в качестве «звездного товара» для шоу. Несколько раз меня приглашали на телевидение в одну из очень популярных программ, но я отказалась, потому что звали не играть, а лишь в качестве гостьи. А мне хотелось бы выйти в эфир с аккордеоном. А еще мне хочется иметь свое лицо, писать авторскую музыку, которую будут слушать люди. Когда я училась в Санкт-Петербургской консерватории, мой учитель, профессор Юрий Ястребов, как-то разъяснил мне, в чем состоит отличие репродуктивной работы от продуктивной. «В репродуктивной работе ты механически выполняешь то, что делает кто-то другой: он сказал — ты сделал, — говорил Юрий Григорьевич. — А при продуктивной работе ты сам обдумываешь и принимаешь решение о том, что будешь делать, и создаешь новое». Для творческой личности продуктивность очень важна. Поэтому сегодня я нахожусь в постоянном поиске для обновления репертуара. Помимо создания собственных композиций, я с удовольствием обращаюсь к народной музыке, которую люди бережно пронесли через тысячелетия и сохранили для потомков. Кстати, из Удмуртии я тоже повезу домой народные мелодии…

Дорогой инструмент за «нефтерубли»

В Ингушетии на Дне республики. Фото: vk.com/club19855895В руках Марии Селезневой сегодня аккордеон Bugari, в расцветке полностью повторяющий монохром классического белого фортепиано.

— Несмотря на маленький размер, мой аккордеон увесистый — 7 килограммов. Внутри инструмента «спрятано» пять микрофонов и много всего того, чего, вообще-то, не может быть в «половинке». Три «голоса» вместе с нижним и большее количество кнопок в левой руке в сравнении с обычным инструментом. «Неизвестный» мне художник загадочно долго инкрустировал мой аккордеон драгоценными камешками, и аккордеон получился очень дорогим…

Настолько дорогим, что приобретение аккордеона для Марии Селезневой оплатила одна из крупнейших российских нефтяных компаний, которую возглавляет Игорь Сечин.

Попутный ветер для музыкального «каравана»

На фестивале «АртМиссия» в Ижевске. Фото: vk.com/club19855895— Маша, после концерта ижевская публика была в восхищении. «Она прекрасно играет и одновременно легко двигается по сцене!» — били в ладоши искушенные дамы и их продвинутые спутники.

— Признаться, на первых порах мне было сложно не то что расхаживать по сцене и играть, а просто стоять и играть. Уверенное сценическое движение пришло ко мне гораздо позже, — улыбается музыкант и композитор.

— В таком случае скажите откровенно, вас не обижают сравнения, которые иногда «развешивают» в Сети завистники и скептики: «Играющие ноги», «Дранга в мини-юбке»?

— Наверное, нет, — после короткой паузы осторожно предположила Мария Селезнева. — Как там говорится: «Собаки лают, ветер носит, а караван продолжает свой путь вперед». Так же и я стараюсь идти вперед!


Читайте также